Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
25 июня 2012

«Пряничный домик» российского рынка мучных кондитерских изделий

Спрос на мучные кондитерские изделия в России в последние годы снижается, что обуславливает сокращение как производства данной продукции, так и рынка целом, отмечается в исследовании компании Intesco Research Group «Рынок мучных кондитерских изделий - 2012».


А вот пряники на российском рынке пользуются хотя и не ажиотажным, но устойчивым спросом. Потребителями данной кондитерки являются около 62,6% населения, среди которых в основном люди среднего и старшего возраста. Отмечается также и сезонная особенность рынка пряников. Пик потребления приходится на лето, на дачный сезон, что в первую очередь связано с неприхотливыми требованиями к условиям хранения пряников. Зимой же их потребление сравнительно ниже.


К русскому столу - русский пряник. Лакомство это представлено в основном отечественными производителями. Пряники, в отличие от печенья и вафель имеют почти 100% охват российского рынка. Знаменитые «тульские пряники», как один брендов российского пищепрома, даже экспортируются на внешний рынок.


История пряников уходит в далекое прошлое. Известно, что первое письменное упоминание о лепёшках на меду относится к 350 году до н.э.: египтяне делали пресные лепёшки и смазывали их мёдом. Первые русские пряники появились в 9 веке, и мед добавляли уже в тесто, отсюда их первое название - «медовый хлеб». Название «пряник» это изделие получило значительно позже. В 13 веке в России начали завозиться экзотические пряности из Ближнего Востока, которые добавляли в пряники. С этого периода за медовой русской выпечкой окончательно закрепилось название «пряник».


Считается, что такого разнообразия пряников, как в России, нет ни в одной стране мира. Действительно, этот продукт занимает довольно емкую часть отечественного рынка сладостей. В общей структуре российского рынка мучной кондитерки данная продукция формирует десятую часть, немного уступая тортам и пирожным. Больше всего пряников производится в Санкт-Петербурге, и это неудивительно. Там находится крупнейшее предприятие-производитель данного изделия - ОАО «Хлебный Дом». На долю северной столицы приходилось в 2010 году около 8,5% отечественного выпуска, чуть меньше производилось в Челябинской области (6,2%).  Всего по данным на 2010 год в России было произведено 163,5 тыс. т пряников.


На рынке пряников довольно слабая консолидация игроков, в основном на полках представлены региональные бренды и немарочная продукция, причем в сегменте пряников с начинкой их доля превышает 90%. Это объясняется так называемой «бюджетностью» пряников по отношению, например к тортам или кексам, а также невысокой прибыльностью дистрибуции данного продукта.


Средние цены реализации пряников в розницу в 2010 году составила 69,3 руб/кг, по итогам 2011 года она возросла до 78,2 руб/кг. В апреле килограмм данного мучного изделия стоил 82,4 руб/кг, что на 7,3% больше, чем в аналогичный период предыдущего года. Наиболее высокая цена по регионам была отмечена в Чукотском авт. округе - в 3,1 раз больше общероссийского показателя, а минимальная - в Республике Ингушетия - 50,7 руб/кг.

Российский рынок пряников достаточно стабилен, и при условии сохранения спроса имеет перспективы роста. Так как пряники производят в основном мелкие производители, им придется работать над постоянным расширением ассортимента и улучшением качества, вместе с тем предлагая на рынок эксклюзивные продукты. Еще одним фактором риска для данного рынка является естественное сокращение потребительской аудитории, параллельно с которым будет снижаться потребление пряников.


Особую категорию сейчас формируют функциональные продукты, с содержанием специальных добавок. Свою нишу в данной группе со временем могут занять и пряники.


Более подробную информацию можно узнать из работы «Российский рынок мучных кондитерских изделий - 2012».