Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
5 июля 2012

Любите ли вы макароны так, как любим их мы?!

Являясь итальянским блюдом, макароны прочно вошли в состав продуктов питания российских граждан благодаря простоте своего приготовления и хранения. Существует огромное количество видов макаронных изделий разных ценовых и потребительских сегментов, которые могут удовлетворить различные запросы современного российского потребителя.
 
Рынок макаронных изделий России стоит признать зрелым. Достаточно быстро растет предложение макарон «премиум» класса, можно сказать, что макаронный сегмент низкой и средней ценовой категории уже устоялся. В среднем ценовом сегменте есть серьезные узнаваемые бренды, в среднем, низком ценовом сегменте в последнее время усиливается тенденция производства изделий сетевыми продавцами под собственными торговыми марками.
В последнее время наблюдается заметный рост цен на прочие продукты, используемые в рационе россиян в качестве гарниров, поэтому часто макароны на данном фоне являются альтернативой более доступной по цене. К такому выводу пришли эксперты ИА Крединформ, проведя исследование на тему «Рынок макаронных изделий в России».

По данным мировых потребительских исследований, в потреблении макаронных изделий на душу населения на первом месте Италия, население которой поедает 26 кг таких изделий в год. Что касается потребления макаронных изделий в России, то здесь мы далеко позади; данные экспертов отрасли разнятся - некоторые оценивают душевое потребление макаронных изделий в 6 кг на человека в год, некоторые - примерно в 7,5 и чуть более. Официальные данные дают такие цифры - до 11,9 кг макаронных изделий на потребителя в год. Зато по производству макаронных изделий Россия на 4 месте в мире - в 2011 году в России их было произведено около 1,1 млн тонн.

Макаронные изделия являются товарами повседневного спроса, их потребляет около 95% всего взрослого населения страны. В середине 2000-х годов шел спад потребления макаронных изделий жителями России, но к 2010 году оно вновь подросло, а в 2011 и начале 2012 года спрос на макаронные изделия оставался достаточно стабильным и даже не очень быстрыми темпами рос в некоторых сегментах, что может быть объяснено низкой эластичностью спроса и «привычностью» спроса к данным изделиям. Наибольшая доля всех продаж макарон приходится на Центральный ФО России - около 40% от всех продаж, также весомы Уральский и Сибирский ФО - по 10%.

Сегодня макароны - это популярнейший продукт питания, ассортимент которого на полках магазинов очень широк. Заметно, что уже сейчас меняются тенденции в употреблении макаронных изделий в нашей стране - они используются уже не только как привычный гарнир, но и как самостоятельное блюдо. Эти тенденции приходят к нам с Запада, поэтому и растет доля в потреблении премиум сегмента. Но все же пока основная группа потребителей на рынке макаронных изделий - это группа людей с невысоким доходом, которые используют макароны в качестве простого гарнира, что отражается в структуре ассортимента производимой продукции, её качестве и цене - далеко не всегда это качественные продукты европейского уровня.
Для того чтобы изменить отношение потребителей к традиционному продукту, ведущие производители расширяют ассортимент, проводят рекламные и PR компании, культивируя европейскую культуру потребления. Повышение уровня жизни населения, наблюдавшееся последние несколько лет, также стало существенным фактором изменения потребительских предпочтений.

По оценкам специалистов отрасли около 70% продаж покрывается на данный момент в России все же продукцией группы В, фасованной или нет, то есть продукцией по меркам макаронного рынка не самого высокого класса качества. Розничные конечные продажи разнятся по сегментам изделий. Макароны «премиум» класса за все последние годы либо показывают неизменный результат продаж либо даже немного растут в натуральном выражении. Макаронные изделия эконом-класса до 2010 года показывали динамику розничных продаж в натуральном выражении чуть в минус, однако, повышение цен на картофель и крупы подстегнуло спрос. Какова динамика рынка будет дальше, покажет время, но при благополучной экономической ситуации для потребителя рынок будет диверсифицироваться и развиваться вполне устойчиво.