В течение последних лет российские власти уделяли много внимания поддержке крупных госкорпораций. Безусловно, это необходимо, в то же время уже сегодня понятно, что локомотивом развития экономики страны способны стать лишь те коммерческие структуры, которые представляют собой малый и средний бизнес (МСБ). В отличие от государственных крупных компаний, бизнес малого и среднего звена может обеспечить как экономический рост, так и стабильное социальное положение жителей страны, внести немалый вклад и в инновационные проекты, реализуемые на территории России.
По данным последних лет в Евросоюзе на 100 человек населения приходится порядка пяти малых предприятий. В США этот показатель равен 7, а вот в России - пока единице. Такие данные приводит компания Ernst & Young. Та же ситуация наблюдается и в части доли малых предприятий в ВВП. В Евросоюзе эта часть равна примерно 50 процентам, в США - 45, в России - около 14,5 процентов. Кроме того, в настоящее время число производственных предприятий среди компаний малого бизнеса не превышает 12%, что наряду с низкой долей малого бизнеса в ВВП России (20-22% в 2011 году) существенно тормозит рост конкуренции в реальном секторе экономики.
По мнению экспертов рынка, определяющими факторами успеха для малого и среднего бизнеса являются:
- личностные качества собственника, уровень менеджмента;
- наличие связей в определенных кругах, партнерские отношение;
- состояние бизнес среды в целом;
- доступ к внешнему финансированию, доступность кредитования и заемных средств.
По мнению экспертов и правительства РФ, сегодняшняя структура среднего и малого бизнеса в России не отвечает требованиям модернизации экономики.
Перспективы у МСП в России на данном этапе огромны. В настоящее время МСП даёт порядка 20% ВВП в экономику государства, тогда как в развитых странах этот показатель находится в районе 50-80%. То есть перспективы впечатляют. Тем более, что первыми лицами государства уже поставлена задача довести долю занятых в МСП до 60 - 70 процентов активного населения страны.
Вместе с тем существует ряд проблем, которые необходимо решать. Самая главная из них - это позиционирование экономики малого и среднего предпринимательства отдельно от всей экономики страны.
То есть все меры, которые сейчас направлены на развитие и поддержку МСП не носят стратегического характера, а государство на данном этапе не видит МСП в качестве главной движущей силы экономики. Мы вместе должны изменять данное представление и инициировать проведение реформ, направленных на создание максимально благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, особенно субъектами МСП.
По данным исследования «ОПОРЫ РОССИИ» о состоянии предпринимательского климата в российских регионах («Индекс ОПОРЫ 2010-2011» - более 6 тыс. респондентов в 40 регионах), ключевым препятствием для развития малого и среднего бизнеса является низкая доступность квалифицированных кадров. Причем наиболее остро ощущается нехватка инженеров и технологов, а также квалифицированных рабочих. Более половины опрошенных руководителей (56%) говорят о том, что найти инженеров и технических специалистов либо сложно, либо практически невозможно. По-прежнему российские предприниматели сталкиваются с низкой доступностью земельных участков и производственных площадей. Для каждой третьей компании достаточно сложно или невозможно подобрать производственные помещения (в 2008 году половина компаний отмечала серьезные проблемы с доступом к таким помещениям), каждая четвертая компания испытывает сложности с поиском складского помещения.
Дефицит финансовых ресурсов - на третьем месте. Есть трудности и с краткосрочным кредитованием (до одного года) - 42% предпринимателей отметили сложности в получении кредита до одного года. Только 10% компаний не наблюдают в своем регионе коррупции. Кроме того одной из немаловажных проблем является слабая информарованность предпринимателей о принятых законах, программах поддержки от правителства.
Однако стоит отметить и положительные тенденции: административное давление на бизнес по результатам исследования медленно, но снижается. Обременительность административных барьеров отметили порядка 35% респондентов, тогда как в 2008 году - 50%. Большинство компаний оценивает свой регион как благоприятное место для ведения бизнеса, однако, говоря об организации нового бизнеса, более половины респондентов высказались в негативном ключе. Предприниматели полагают, что региональные администрации должны уделять больше внимания вопросам развития малого и среднего предпринимательства на их территориях. Помимо этого, основными проблемами остаются высокие ставки налогов, отсутствие начального капитала, недостаточность опыта ведения бизнеса и т.д. Более 50% опрошенных предпринимателей связывают неудачи в бизнесе с отсутствием профессиональных знаний и бизнес-навыков.
Подробнее о рынке кредитования в работе «Сравнительный анализ программ кредитования малого и среднего бизнеса».