Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
12 июля 2012

Российский рынок пива – от бурного роста к стабилизации

В период с 2000 по 2011 годы производство и потребление пива в России выросло практически в два раза. Драйверами столь динамичного развития отрасли стали активные действия производителей: диверсификация предложения и вывод на рынок новых сортов и марок пива в различных ценовых категориях, активное развитие дистрибуции, а также высокая рекламная активность.

С другой стороны, изменились стереотипы потребителей. Если в советское время, в силу невысокого качества, пиво воспринималось скорее в качестве дополнения к водке, то сейчас категория позиционируется, как напиток для утоления жажды, и конкурирует не столько с алкогольными сегментами, сколько с прочими прохладительными напитками.

Таким образом, в кратчайшие сроки российский пивной рынок стал самым крупным в Европе и четвертым в мире (после Китая, США и Бразилии) Начиная с 2008 г. развитие рынка замедлилось, а с 2009 г. динамика сменилась на отрицательную, в связи с влиянием мирового финансового кризиса на российскую экономику.

Однако с выходом из кризиса ситуация не изменилась, поскольку в разгар кризиса правительством России было принято беспрецедентное решение: поднять акцизные сборы на 200%. Усиление фискального давления особенно сильно отразилось на результатах первой половины 2010 года и на 2011 год.

Надежды пивоваров на летний сезон, когда спрос на пивную продукцию традиционно высок, не оправдались, т. к. в условиях аномально жаркого лета потребитель отдал предпочтение безалкогольным прохладительным напиткам. Кроме того, повышение цен на 25% (под влияние роста акцизных сборов) привело к длительному периоду адаптации покупателей к новому уровню цен.

Без сомнения, среди факторов влияния на российский рынок пива особое место занимает вхождение России в ВТО. Присоединение поможет России выйти из «дискриминационного статуса», обеспечит доступ на экспортные рынки высокотехнологичных товаров, изменит баланс экономики в сторону уменьшения зависимости от экспорта одних только энергоносителей и т. д.

Открытие внутреннего рынка для импортных товаров, услуг и финансов предполагают сразу и в самое ближайшее время. Однако мнение экспертов о возможном влиянии этих изменений на отдельные отрасли экономики РФ разняться.

Ряд экспертов даже говорят о том, что подешевевший импорт просто раздавит отдельные сектора нашей промышленности, например, сельское хозяйство или автомобильный сектор.

Отметим, что после вступления к ВТО импортные пошлины на пиво в России снизятся в тридцать раз к 2018 году (что практически означает полное обнуление пошлин). Сейчас пошлина на импортное пиво составляет 0,6 евро за 1 литр (примерно 12 рублей к конечной стоимости за пол-литровую бутылку). В 2013 году пошлина снизится до 0,468 евро за литр, в 2016-м - до 0,07 евро, а в 2018-м - до 0,018 евро (20 копеек за пол-литра к конечной стоимости).

Такие меры прописаны в документе об обязательствах России по доступу на рынки в рамках вступления во Всемирную торговую организацию.

Впрочем, отметим, что сейчас в московских супермаркетах импортное пиво за пол-литровую бутылку стоит от 120 до 250 рублей и снижение пошлины на 12 рублей к 2018 году (или на 5-10% от конечной стоимости) не является фактором что-либо серьезно меняющим. Поэтому вряд ли стоит ожидать существенных изменений в структуре продаж на рынке между российскими и иностранными игроками.