Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
13 июля 2012

В России стали меньше читать?

Рынок бумажной книги в 2010-2011 гг. переживал падение: с 2008 г. тиражи сократились на 20%, в 2011 г. снижение составило 6%. Больше всего спад был заметен на рынке художественной литературы, в тоже время он не затронул сегмент учебной литературы, где, напротив, наблюдался рост.

В 2011 г. книгоиздание увеличило объем выпуска на 1 тыс. наименований, это больше, чем в предыдущем году, однако ниже уровня 2008-2009 гг. При этом на 20% по сравнению с 2008 г. снизился показатель количества экземпляров на душу населения.

Однако в первом квартале 2012 г. наметилась положительная динамика. Темпы роста производства книжной продукции составили 8,3% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. В марте производство выросло на 2,3% по сравнению с февралем, хотя и отставало от прошлогоднего на 2,2%.

В то же время на российском рынке электронных книг в последние годы наблюдаются высокие темпы роста. Объемы продаж электронных книг растут на 150-200% в год. Несмотря на пока небольшой объем, эксперты считают этот сегмент очень перспективным и предсказывают увеличение его доли до 25% от объема рынка бумажных книг.

Причиной низкого показателя присутствия электронных книг на рынке является пиратство: только одна из десяти книг скачивается законно. Большинство читателей предпочитаю скачать книгу бесплатно, если есть возможность. Кроме того, в свободном доступе можно найти гораздо больше произведений, и в большем количестве форматов, чем предлагают издательства.
 
О возрастающей популярности электронного формата книг говорит увеличение объемов продаж устройств для чтения (EBR) С 2008 г. продажи EBR увеличились в 24 раза. Причина такого взлета в заметном снижении цены на устройства: за этот период они подешевели в три и более раз. В 2011 г. уровень продаж, опередив оптимистичные прогнозы экспертов, вырос почти в три раза.

Несмотря на рост популярности электронных книг, они не компенсируют общее падение интереса к чтению: по результатам проводимых опросов россияне все чаще предпочитают телевизор, радио и интернет чтению книг. На их долю в 2011 г. оставалось всего 2% общего времени, который россиянин тратит на потребление различного контента, это в два раза меньше, чем в 2008 г. В абсолютном выражении время, затрачиваемое на чтение книг в среднем в день, также сокращается.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок розничной торговли книгами. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.