В структуре потребляемых человеком в год продуктов около 13% приходится на долю упаковки, Для ее производства используется пятая часть всех производимых пластмасс, а массовая полноценная утилизация не налажена. Колоссальные объемы мусора, скапливающиеся на огромных свалках, заставляют говорить об остро вставшей проблеме. Сегодня около 30% отходов по весу и 50% по объему составляют различные упаковочные материалы.
Свою ответственность в решении вопроса загрязнения окружающей среды упаковкой понимают многие мировые компании и бренды, среди которых Danone, Coca-Cola, Newton Running, Pepsi, Stonyfield Farm, Samsung и другие.
Среди российских компаний, принимающих меры против пластикового мусора, ведущие ритейлеры: «Билла», «Перекресток», «Азбука Вкуса».
Первый, очевидный, путь, по которому пошел, например, Danone, - это уменьшение упаковки. Помимо вклада в защиту окружающей среды, он позволяет компании снизить издержки, в том числе, за счет уменьшения транспортных расходов, а также отходов производства.
Второй путь, более затратный, - использование альтернативных материалов. Наиболее перспективным из них является биоразлагаемый пластик, который изготавливается на основе растительного сырья (картошки, свеклы, кукурузы и т.п.) с использованием биополимеров. Специальные добавки (полисахариды) ускоряют распад макромолекулы полимера: захороненная в системе компостов упаковка уже через пару лет распадется на воду, биомассу, диоксид углерода и другие естественные соединения.
Общемировые производственные мощности биопластика в 2011г. достигли миллиона тонн в год. А в следующие два года, по прогнозам экспертов, они увеличатся еще в полтора раза.
Основной спрос на биоупаковку сосредоточен в Западной Европе, потребляющей 40% общего объема и в Северной Америке, на долю которой приходится 37%. В Восточной Европе биоразлагаемая упаковка пока мало распространена, но это направление активно развивается, показывая темпы роста более 20% в год.
В структуре рынка биополимеров на долю биоразлагаемых пластиков из растительного сырья приходится 80% объема, еще 12 % составляют некомпостируемые биопластики, оставшиеся 8% составляют традиционные полимеры с биоразлагаемыми свойствами.
Несмотря на возрастающую популярность, биоупаковке пока сложно составить достойную конкуренцию традиционному пластику и потеснить его на рынке. Причина, с одной стороны, физико-механические свойства и дешевизна традиционного материала, с другой стороны, - относительно высокая цена биоразлагающихся материалов (во многом из-за малых масштабов производства и недостаточно отлаженной технологии), а также высокая трудоемкость и технологическая сложность производства. К недостаткам биоупаковки также можно отнести повышенное поглощение влаги (для крахмалосодержащих материалов), не поддающаяся регулированию скорость распада, не до конца изученное воздействие продуктов распада на окружающую среду.
Тем не менее, эксперты предсказывают для био-упаковки высокие темпы роста, в ближайшие годы опережающие темпы роста рынка упаковки из пластика. Они будут подкрепляться удорожанием нефтепродуктов и повышенным интересом к проблемам окружающей среды со стороны общества.
Помимо биоразлагаемых материалов в производстве упаковки применяют оксо-добавки, в небольшом количестве добавляемые в основной полимер для ускорения процесса измельчения упаковки. Однако получившиеся в результате полимерные кусочки имеют прежний период разложения. Кроме того, в составе добавок присутствуют соли тяжелых металлов.
Третий путь - использование картонной упаковки, полученной в результате переработки вторсырья. Мировым лидером по использованию такой упаковки являются США. Среди ее преимуществ: сохранение лесных ресурсов, возможность ее вторичной переработки, а также то, что картон полностью разлагается. Современная картонная упаковка прочная, легкая, влагостойкая и при этом недорогая, что позволяет применять ее для широкого ассортимента продукции.
Для упаковки производят несколько видов картона: пятислойный, самый прочный, трехслойный и микрогофрокартон, который при небольшой толщине практически не уступает по прочности многослойным материалам.
Несмотря на все достоинства, на долю картонной и бумажной упаковки в 2011г. приходилось всего 11% мирового рынка упаковки. Российское производство картонной упаковки из вторсырья сильно зависит от импорта, т.к. в стране не сохранилось традиций сбора макулатуры.
Еще один популярный вариант борьбы с мусором - использование многоразовой упаковки (в большей степени это актуально для пластиковых пакетов). Для ее производства в России используется материал «спанбонд», представляющий собой расплавленный полимер, который по прочности не уступает полиэтилену. Такая упаковка разлагается от 1 до 5 лет, в зависимости от наличия солнечного света.
Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок тары и упаковки из бумаги и картона - 2012» компании Intesco Research Group.