Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
18 июля 2012

Перспективы экспортных поставок растительного масла

В России рынок масложировой продукции является одним из самых емких, насыщенных и высококонкурентных. Предприятия масложировой отрасли занимают одно из ведущих мест в агропромышленном комплексе страны. К основным возделываемым в России масличным культурам относятся подсолнечник, соя и рапс – на их долю приходится около 95% валового сбора маслосемян, а на подсолнечник, в частности, приходится более 70%, именно поэтому, говоря о растительном масле в России, чаще все имеется в виду масло подсолнечное.

Согласно расчетам аналитиков GLOBAL REACH CONSULTING (GRC), по итогам 2011 года объем российского рынка растительных масел в натуральном выражении снизились по отношению к показателю предыдущего года почти на 15%, что можно объяснить снижением внутреннего производства и увеличением экспортных поставок. В 2011 году объем производства растительного масла в России упал примерно на 3%. Снижение производства наблюдалось в основном сегменте рынка – подсолнечном масле – что было связано с плохим урожаем подсолнечника в 2010 году.

Сезон 2010/2011 маркетингового года был достаточно трудным для производителей подсолнечного масла. Еще до начала уборочной кампании много говорилось о том, что низкий урожай семян подсолнечника приведет к тому, что многие производители подсолнечного масла не смогут покрывать собственные сырьевые потребности, и часть предприятий будет простаивать из-за отсутствия сырья. В результате, по итогам 2011 года производство подсолнечного масла в России упало на 1,5%. Нужно отметить, что подсолнечное масло на российском рынке занимает подавляющую долю (почти 74% по итогам 2011 года) и коренным образом влияет на общую динамику рынка растительного масла.

В динамике производства растительных масел в России нет ярко выраженных тенденций. Объем производства в большей мере зависит от урожая. Наибольший объем производства растительного масла в России приходится на Южный федеральный округ – по итогам 2011 года его доля составляет 42%. Здесь же собирается самый большой урожай масличных культур.

Внутренние потребности в подсолнечном масле на российском рынке практически полностью обеспечиваются отечественным производством. Доля импорта данного вида масла на рынке составляет всего 3%. Из них 99% было обеспечено поставками из Украины, оставшийся объем пришелся на продукцию из Литвы, Молдовы, Аргентины, Нидерландов, Польши и прочих стран. Большую часть растительных масел, импортируемых в Россию, составило пальмовое масло (72%). 10% пришлось на подсолнечное и кокосовое масло.

Согласно данным исследования «Мировой и российский рынок растительных масел - 2012», объем российского экспорта растительного масла по итогам 2011 года в натуральном выражении вырос на 20%, при этом больше половины объема российского экспорта пришлось на подсолнечное масло. Россия также экспортирует рапсовое и соевое масло.