Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
19 июля 2012

Рынок продуктов быстрого приготовления: быстрая еда может быть полезной

Рынок продуктов быстрого приготовления очень активно развивается, постоянно удивляя новыми разработками: от готовых бульонных заправок, до полноценных многокомпонентных обедов. Однако, самым популярным и покупаемым продуктом на протяжении последних лет остается лапша быстрого приготовления. В 2011 году вермишель, не требующая варки, стала вторым основным продуктом питания промышленного производства в мире после хлеба. Всего было продано более 98,2 млрд порций данного продукта. Нужно заметить, что около 43,2% реализации пришлось на КНР, в среднем в год китайцы съедают 31,5 пачек лапши. А больше всего вермишели быстрого приготовления употребляют индонезийцы - 61,1 пачек на человека в год.

Российский рынок макаронных изделий быстрого приготовления можно считать уже устоявшимся, за прошедший 2011 год он вырос всего на 3,5%. Однако, стоит учитывать, что для этого рынка характерно наличие «серого сегмента», объемы которого почти вдвое больше официальных показателей. По данным исследования Intesco Research Group «Российский и мировой рынок продуктов быстрого приготовления», доля официального импорта на рынке не превышает 10%.

Крупнейшие производственные площадки по выпуску лапши быстрого приготовления находятся в Тульской области (около 82,1%). В этом регионе расположен завод крупнейшего производителя лапши «Маревен Фуд Сэнтрал» (бренды Роллтон, BIGBON, Rolben, RolRol, Петра). Чуть больше 7% российского предложения на данном рынке обеспечивают производители Рязанской и Челябинской областей, каждая. Среди компаний, представленных на российском рынке наиболее сильными брендами обладают корейская фирма Korea Yakult (в России ООО «Доширак Коя») - торговая марка «Доширак», и компания DHV-S (Mareven Food Central) представляющая марку «Роллтон».

Предложение на рынке бульонных кубиков осуществляют несколько компаний лидеров - это крупные транснациональные компании, такие как PASA (Galina Blanka), Nestle (Maggi), Unilever (Knorr).

В зависимости от качества и наполнения продукта, цены на супы в пакетиках могут сильно разниться. В среднем по России стоимость составляла в 2011 году 22,6 руб./100 г, что на 2% меньше чем в 2010 году. В первом триместре текущего года розничная цена выросла до 24,3 руб./100 г.

Рынок продуктов быстрого приготовления в России представлен в основном в нижнем и среднем ценовых сегментах. Из-за сравнительно низкой стоимости сформировался образ лапши, как некачественного, неэкологичного продукта.  Однако в последние годы производители обратили свое внимание не только на составляющие компоненты (добавляют растительные волокна, минимизируют количество масла и т.д.) но и на упаковку: заменяют полиэтиленовые упаковки на тару из пластика или картона, которые в последующем можно переработать.

Перспективными для освоения сегментами являются продукты для специфических потребительских групп: вегетарианцев, людей, придерживающихся диеты, страдающих некоторым заболеванием (например, диабетом), детей. Еще одной тенденцией рынка является перераспределение спроса от дешевых продуктов к более дорогим и качественным, отвечающим представлениям потребителей о здоровом питании. На рынке лапши быстрого приготовления ставку на продукцию высокого ценового сегмента делают через сублимированные соусы к лапше, функционал упаковки и другие элементы. В качестве причин данной тенденции можно выделить как появление новых технологий на рынке, так и увеличение благосостояния основной части россиян.

Рынок продуктов быстрого приготовления, с одной стороны, проявляет признаки достаточного насыщения рынка, о чем говорит некоторое замедление динамики его развития в последние несколько лет, а также сформировавшаяся структура производителей, в основном, с иностранным капиталом. С другой стороны, потенциал традиционных продуктов быстрого приготовления, в первую очередь лапши и вермишели, далеко не исчерпан. Регулярными потребителями макаронных изделий моментального приготовления являются свыше 70 % россиян (в крупных городах - чуть более 55 %), что показывает пусть не большой, но перспективный потенциал данной товарной группы.