По мнению специалистов, дефицит вагонного литья на российском рынке составляет от 15 % (фактически) до 60 % (эмоционально-спекулятивный фактор), по оценке Агентства Промышленной Информации «АпельСинтез», дефицит крупного вагонного литья составляет порядка 38 %.
Эксперты указывают на следующие причины сложившейся ситуации: необходимость замены и модернизации в ближайшие годы эксплуатируемого в РФ парка грузовых вагонов, недостаток производственных мощностей литейных предприятий, отставка грузового подвижного состава из-за брака, заинтересованность инвесторов в крупном и быстрорастущем российском железнодорожном рынке, открытом для частных инвестиций (инвестиции в приобретении грузовых вагонов).
Дефицит крупного стального литья для вагоностроения приводит к необоснованному увеличению стоимости продукции.В настоящее время производственные мощности ведущих заводов-производителей полностью загружены. Заказы законтрактованы на месяцы вперед.
Вместе с тем специалисты ОАО "РЖД" критикуют качество предлагаемой продукции данных заводов (брак по крупному ж/д литью составляет порядка 15-25 %). В рамках сложившейся ситуации сразу несколько компаний заявили о желании реализовать инвестиционные проекты по организации производства стального крупного вагонного литья.