Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
30 июля 2012

Дисбаланс спроса и предложения на рынке частных детских садов

В современных условиях развития общества, наличия государственных программ поддержания молодых семей рождаемость растет. В связи с этим растет необходимость в услугах для детей, в том числе в детских садах. Стремительное сокращение количества детских садов в постсоветский период было связано со снижением рождаемости. Однако сегодня при повышении этого показателя обратной ситуации не наблюдается.

Дисбаланс спроса и предложения на рынке частных детских садов впечатляет: по официальной статистике, дефицит мест в государственных дошкольных учреждениях составляет 1,9 млн человек - это, судя по данным Росстата, примерно 10% детей младшего возраста. Между тем, по подсчетам, частных садов в России чуть больше 2,5 тыс., или около 5% общего числа отечественных детсадов.

Но, несмотря на востребованность услуг детских садов, данный рынок развивается не слишком активно.

Причин, тормозящих рост рынка, несколько.

Первая причина - жесткие требования государства. Воспитание детей - огромная ответственность. Наше государство это понимает, и поэтому требования для дошкольного учреждения очень жесткие. По мнению предпринимателей, даже чересчур. В СанПиНах рассчитан и регламентирован практически каждый квадратный сантиметр детсада: количество шкафчиков для одежды, цвет мебели и постельного белья, количество порошка, необходимое для стирки, и высота горки на детской площадке. Главной головной болью предпринимателей является помещение: оно должно быть организовано из расчета не менее 11 м² на одного ребенка; в нем должны быть раздельные санузлы для мальчиков и девочек, зал для музыкальных занятий, не говоря уже об оборудованной детской площадке. Поэтому, если помещение в аренде, то вкладываться в его дооборудование в соответствии с требованиями СанПиНов - большой риск. Таким образом, высокие требования государства определяют высокий входной порог на этот рынок. До 3 млн рублей, по подсчетам экспертов, потребуется, чтобы только открыть официальный лицензированный детский сад. Для малого бизнеса это большие вложения.

Очевидно, что детсады регулярно проверяются государственными ведомствами. Кто гарантирует, что пришедшая через месяц после открытия проверка не закроет детский сад, потому что «деревья растут ближе разрешенных 15 метров от детской площадки» или «уровень шума превышает нормативные показатели»? Так, один из детских садов был оштрафован использование для мытья посуды не «ветоши» (то есть тряпок), а прорезиненных губок, которые, казалось бы, намного гигиеничнее и удобнее.
1 октября вступили в силу СанПиНы, которые, как ожидается, существенно облегчат жизнь частным дошкольным учреждениям. Однако сегодняшние собственники детсадов мало этому верят.

Все эти факторы напрямую влияют на то, что предприниматели, по их словам, не могут ставить низкую цену за пребывание ребенка. Отсюда и вторая причина, сдерживающая рост рынка - спрос на услуги частного детсада высокий, но преимущественно неплатежеспособный. Руководители частных детсадов рассказывают, что родители активно интересуются их услугами, но как только узнают расценки, многие просто бросают трубку. Большинство родителей не готовы платить 10-20 тыс. в месяц плюс вступительный взнос (если таковой есть) до 50 тыс. рублей. Поэтому развитие частных детских садов возможно только в узком премиум-сегменте.

Третья причина - бизнес не готов делать длинные инвестиции. Образование - это не та сфера, где можно заработать быстрые и легкие деньги. А инвесторы привыкли именно к таким проектам, в долгоиграющий бизнес вкладывают еще меньше. В лучшем случае, средства при правильном распределении бюджета можно вернуть за 5-7 лет, отмечают специалисты МА «Навигатор» (с финансовой моделью и подробным описанием проекта можно ознакомиться в «Бизнес-плане частного детского сада»), при этом в первые четыре года реализации проекта будут в основном «инвестиционными».

Какие же меры могут дать рынку частных детских садов толчок для развития? Эксперты предлагают следующие: снижение административных барьеров, государственная программа компенсации родителям части платы за частный детсад, стимулирование кредитования этой сферы бизнеса, легализация такой формы, как семейный детский сад, Понятно, что все эти предложения трудно реализуемы. Но речь идет о детях. А детям, конечно, все самое лучшее.