В последнее время бытовая химия стала необходимостью в вопросах гигиены и поддержания чистоты в помещениях. Несмотря на то, что на этот товар существует устойчивый спрос, объем рынка бытовой химии в последние пять лет оставался постоянным, демонстрируя лишь незначительные изменения.
Значительный подъем произошел только в посткризисные годы, когда в 2010 темп прироста составил более 30%. При этом суммарный рост в натуральном выражении за 2008-2013 годы составил 540 тыс. тонн. В 2013 году объем рынка превысил 2 млн. тонн, однако в основном такие изменения произошли за счет увеличения производства только отдельных категорий товаров и изменений в соотношении производства и ввоза/вывоза продукции. Оценка объема рынка бытовой химии, сделанная Intesco Research Group на 2014 год, показывает, что в этом году произошло незначительное снижение его объема в результате общего ухудшения макроэкономической ситуации в стране.
Несмотря на то, что рынок уже является насыщенным, производителям удается увеличивать свою прибыль за счет выделения своей целевой аудитории и ориентации на ее интересы. Например, после кризиса 2009 года наибольшую часть дохода для многих компаний приносили товары эконом-класса. Затем, в течение последующих лет, товары эконом-класса перестали быть самыми востребованными, уступив свое место продукции среднеценового сегмента. Тем не менее, согласно предварительным оценкам, краткосрочный прогноз таков, что ситуация изменится в обратную сторону: около половины продаваемых изделий будут ориентированы на ценовой сегмент «ниже среднего».
Впрочем, к 2016 году продукция «среднего» и «премиум» сегментов снова окажется востребованной и начнет приносить прибыль. Такого же мнения придерживаются и крупные производители бытовой химии - они не стремятся производить товары низкой ценовой категории (хотя у Procter & Gamble есть в других странах товары, нацеленные именно на неё). Крупные компании стремятся произвести качественную и безопасную продукцию вместо того, чтобы снижать цены. Исследования потребительских предпочтений в России показывают, что такая тактика должна сработать - российские потребители готовы заплатить больше, если результат использования продукции их устроит. Это требует от производителей выпуска, в частности, более концентрированных продуктов. На первый взгляд может показаться, что, поскольку в результате повышается себестоимость продукции и снижаются затраты средства на разовую уборку или мытье посуды, это может быть невыгодно производителям. Однако на практике все происходит иначе - российский потребитель активно расходует даже самое концентрированное средство, при этом оставаясь довольным результатом применения продукта.
Более подробную информацию вы можете узнать из исследования «Рынок бытовой химии: комплексный анализ и прогноз до 2017 года» компании Intesco Research Group.
Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.