В ноябре 2010 г. агентство маркетинговых исследований DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка IP-телефонии в России.
В России первый расцвет IP-телефонии пришелся на начало века. В 2005 г. доля VoIP в общих доходах услуг связи оценивалась в 8 %, при этом сегмент предоплаченной связи составлял 55 %. В 2008 г. она не превышала 8 %, а за 2009 год выросла почти вдвое - до 15 %. Ожидается, что к концу 2012 г. доля трафика VoIP достигнет 40%. Эти прогнозы связаны с надеждами на повышение качества IP-телефонии, увеличением моделей абонентских устройств, в частности, относительно недорогих SIP-телефонов, и расширением спектра предоставляемых сервисов.
Если рассматривать корпоративный сегмент, уже 39% организаций, расположенных в российских городах-миллионниках используют IP-телефонию. В 2010году темпы прироста рынка корпоративной VoIP ожидаются на уровне 13 %, а к концу 2013 г. проникновение корпоративной IP-телефонии в крупных городах достигнет 68 %.
В самом широком понимании рынок междугородней и международной связи давно уже не только традиционная фиксированная МГ/МН-связь. По мнению аналитиков, в оценку объемов рынка пора включать услуги дальней связи, оказываемые сотовыми операторами (в 2008 г. - 67 млрд руб.), операторами VoIP (в 2008 г. - 6,1 млрд руб.) и «софтовыми» операторами типа Skype (в России крупнейшая компания - SIP-net), заработавшими в 2008 году 1 млрд руб.
Потенциал VoIP-сегмента абонентов физических лиц повышается вместе с ростом туризма, деловых контактов и уровнем компьютерной грамотности потенциальных абонентов. Активно наращивать использование Skype, Sipnet и других подобных средств VoIP будет средний и малый бизнес. Но основным драйвером роста VoIP станет сегмент корпоративной связи.
Кроме сокращения расходов, корпоративный сегмент привлекает в IP-телефонии возможность внедрения эффективных внутрикорпоративных решений VoIP и систем унифицированных коммуникаций (UC). Еще одним фактором, стимулирующим развитие IP-телефонии в России, становится распространение каналов широкополосного доступа. В России продвижение VoIP также начинает получать поддержку крупных операторов.