Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
15 августа 2012

Россияне познают себя с помощью йоги

История йоги насчитывает тысячелетия, сейчас не представляется возможным с точностью определить, где и когда возникло это учение. Считается, что в древности йога была распространена среди самых разных народов и стран, отголоски этого учения прослеживаются в мифах и легендах Европы, России, Скандинавских стран, Ближнего Востока, Египта, Индии.

Границы и объемы российского рынка йоги определить довольно сложно, так как существует множество клубов, где йогу преподают абсолютно бесплатно или за символическую плату. Однако преимущественно йогой занимаются в фитнес-центрах, или в специализированных клубах на коммерческой основе.

На сегодняшний день, по оценкам Ассоциации профессионального фитнеса (FPA), йогой занимается каждый третий из ведущих активный образ жизни россиян. В Yoga Journal считают, что практикующих различные направления йог в России как минимум 200-230 тыс. чел., и в ближайшие годы их число вырастет в 4-5 раз.

Количественный рост клиентов заставляет игроков пересматривать не только цены, приравнивая их к услугам фитнес-центров, но и расширять бизнес-модель йога-центров. Так, например, новые сетевые игроки предлагают уже не одно универсальное направление йоги, а все, под одной крышей. В этих же клубах появляются дополнительные услуги в виде экзотических видов массажа, медицины, продажи чаев, продуктов питания. Перспективное направление - в производстве и реализации кирпичей, ковриков для занятий и сопутствующих товаров.

Выбор методик преподавания (или стилей) йоги, как и разброс цен, очень велик. Наибольшей популярностью в Москве сегодня пользуются йога Айенгара, Аштанга-Виньяса йога, Йога 23 и Кундалини йога. Как и во всем мире, в России наблюдается засилье йоги-фитнеса («йогаробика»). Этот вид занятий не имеет ничего общего с йогой как духовной практикой. Как и любой вид фитнеса, такая «йога» направлена исключительно на работу с телом, на придание ему красивых форм. Здесь преподаватели подстраиваются под клиента. Преподаватели доводят учеников до необходимого уровня, но при этом почти не меняют курс в зависимости от их подготовки.

Нужно сказать, что люди, которые начинают, или в итоге переходят в специализированные йога-центры, в фитнес-клубы уже не возвращаются. В результате в последние годы специализированные центры разрастаются опережающими темпами по сравнению с фитнес-индустрией. Самым популярным способом экспансии в регионы стали выездные йога-семинары, которые сегодня в изобилии предлагает каждый клуб и многие фитнес-центры.

Подробнее о рынке столичном рынке йоги в работе Intesco Research Group «Бизнес-план студии йоги (с финансовой моделью)».