Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
21 августа 2012

Аналитик РБК.Research Инга Микаелян отвечает на вопросы компании ITE по рынку общественного питания

ITE: С Вашей точки зрения, какие основные изменения произошли на рынке за последний год и каких результатов можно ждать к концу 2012 года? Чем это обусловлено?

Микаелян Инга: Российский рынок быстрого питания уверенно и верно набирает обороты, растет и число фаст-фуд ресторанов, что непременно отражается на уровне конкуренции особенно в Москве и Санкт-Петербурга, где рынок более развит в отличие от остальной России.

Так, за последний года (I квартал 2011 г. - I квартал 2012 г.) крупнейшие операторы рынка быстрого питания продемонстрировали крайне высокие темпы прироста количества сетевых заведений. Например, «Subway» за прошедший год практически удвоил количество заведений, действующих на территории страны. Под брендом «McDonald's» были открыты около 40 новых заведений. В целом, согласно нашим данным (агентства РБК.research) операторами рынка быстрого питания за прошедший год было открыто свыше 440 лишь сетевых заведений, в то время как их общее число на I квартал 2012 года достигает 2399 ресторанов.

Столь стремительное развитие обусловлено ненасыщенностью российского рынка, где мы существенно отстаем от стран Западной Европы и, тем более, США по числу ресторанов на душу населения. Следует констатировать и отставание в культуре потребления «вне дома»: для многих россиян (37,2% жителей крупных городов России в возрасте от 18 до 54 лет) заведения общественного питания, по-прежнему, представляют собой место, куда они ходят только для того, чтобы отметить какое-либо событие.

К концу 2012 года следует ждать столь же высоких, как и за последний год, темпов роста рынка, особенно в сегменте быстрого питания, за счет бурного развития франчайзинге. Я считаю также крайне вероятным приход международных игроков, заинтересованных в своем развитии на территории страны.

ITE: Каковы основные тенденции на рынке индустрии быстрого питания России сегодня?

Микаелян Инга: Я бы выделила следующие тенденции и ощущаемые тренды, затрагивающие рынок быстрого питания. Во-первых, это тренд на здоровое питание, который пока не столь нагляден как, например, в Европе или США, хотя уже начинает влиять на ассортимент блюд, предлагаемых в заведениях общепита.

Можно сказать, что тренд на здоровое питание постепенно начинает добираться и до фаст-фуда. Как мы все помним, все началось с салатов, ассортимент которых в последние годы несколько вырост до 2-3 видов в зависимости от заведений быстрого питания. Помимо этого фаст-фуд рестораны стали писать калорийность тех или иных блюд, рекламируя натуральность и свежесть ингредиентов, из которых приготавливаются их собственные блюда. Подобные изменения вызваны тем, что 58,9% опрошенных посетителей заведений общественного питания в возрасте от 18 до 54 лет хотят, в первую очередь, видеть в заведениях общественного питания больше полезных для здоровья блюд.

Помимо тренда на здоровое питание, мы также замечаем, что более трети россиян, преимущественно молодежь и представители сильного пола, хотят видеть в заведениях общепита (применительно ко всем его форматам) порции любимых блюд большего размера.

Еще одним трендом на рынке общественного питания становится ориентация на специальные блюда для детей. Действительно, регулярное посещение ресторанов и кафе перестает быть роскошью для большинства россиян. Поскольку все чаще заведения общественного питания посещаются вместе с детьми, то, соответственно, наличие в меню специальных предложений из детских блюд в скором будущем практически для всех типов заведений общественного питания в России станет абсолютно необходимым.

В связи с ускоряющимся темпом жизни и острой нехваткой времени в заведениях общественного питания становятся все более популярными специальные предложения для завтраков. Как показали результаты социологического опроса, проведенного агентством РБК.research, около четверти респондентов хотели бы видеть на рынке больше специальных предложений для завтраков.

ITE: Вопрос касается региональных особенностей: какие концепции особенно популярны в регионах и, какие в крупных центрах, таких как Москва, Санкт-Петербург?

Микаелян Инга: На сегодняшний день региональные особенности рынка общественного питания, во многом обусловлены уровнем его развития, а именно перечнем заведений, действующих на территории определенного города или региона. Конечно, было бы неразумно говорить о том, что нет никаких региональных особенностей, отражающихся на потребительском поведении россиян при посещении заведений определенных концепций. Однако будем реалистами и учтем сегодняшний уровень развитости и насыщенности российского рынка, который отражается на широте выбора ресторанов и кафе. Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге более широкий выбор мест питания, чем в других городов России, где пока еще даже наиболее известные и крупные сети либо не представлены, либо представлены, но одним или несколькими заведениями.

В этих условиях региональные особенности рынка и предпочтения россиян конвертируются в посещение тех ресторанных концепций, которые, во-первых, существуют на территории города или региона, а, во-вторых, предлагают относительно других заведений более приемлемое соотношение уровня качества сервиса и цен.