Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
24 августа 2012

Нектар – это сок с мякотью?!

В России нектары пользуются большой популярностью, так как стоят они заметно дешевле натуральных соков, а, как известно, спрос рождает предложение. Основным отличием нектаров от соков является процентное содержание сока. В соке он близок к 100%, а в нектаре 25-50%, остальное - это вода, сахар, мед. Для разных нектаров содержание натурального сока различно. Например, в нектаре из маракуйи, белой, красной или черной смородины, лимона, банана, гуавы, папайи и сладких яблок должно быть не меньше 25% натурального сока. А в нектаре из ананасов, айвы, яблок (кроме сладких), груш и цитрусовых (кроме лимона и лайма) - не меньше 50% сока.

Однако, нельзя говорить, что нектар обязательно хуже натурального сока, ведь свежевыжатые напитки, например, из вишни, смородины очень кислые, а натуральный сок из совершенно не сочного банана даже представить себе сложно. Соки этих фруктов и плодов невозможно пить неразбавленными, именно поэтому из них делаются нектары. Таким образом, нужно помнить, что «100% вишневого сока» не существует.

В 2011 году в России было произведено 2,7 млрд усл. банок нектаров и других фруктовых напитков. По отношению к 2010 году объем выпуска увеличился на 20,1% или 458,9 млн усл. банок. За первое полугодие текущего года российские предприятия выпустили 1,48 млрд усл. банок нектаров, что на 8,2% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Больше третьей части объема производства нектаров и других фруктовых напитков в 2011 году обеспечивалось производителями Московской области. Чуть меньше пятой части приходилось на Новосибирскую область, десятая часть продукции выпускалась на территории Пермского края. По 5,1% в общей структуре формировали доли Липецкой и Волгоградской областей. На Санкт-Петербург и Приморский край соответственно приходилось 3,9% и 3,3%.

На рынке нектаров, как и на соковом рынке в целом, сезонность смещена относительно воды и сладких безалкогольных напитков. Активизация спроса на сок происходит осенью, зимой и весной, когда ощущается нехватка свежих фруктов и витаминов, а у воды и лимонадов пик спроса приходится на лето.

Нужно сказать отдельно рынок в условиях ВТО. Для отечественной соковой индустрии этот процесс может оказаться довольно болезненным. Дело в том, что для рынка соков в рамках ВТО существует Единый стандарт «Codex Alimentarius». И он намного жестче, чем российский технический регламент на соковую продукцию. Это означает, что российский сок будет элементарно не допущен к международной торговле в рамках ВТО, зато откроются шлюзы для импорта. Вступление в ВТО сделает невозможным использование ограничительных мер в виде особых таможенных тарифов. Более высокое качество и широкий ассортимент импортных соков обеспечат им растущую долю российского рынка. Уже сейчас большую часть продукции на рынке соков производят предприятия, принадлежащие транснациональным корпорациям.

Новые правила, установленные ЕС, предусматривают, что все продукты, продаваемые на территории стран союза, даже если они из третьих стран, могут продаваться только с названием, например, «апельсиновый сок» - значит только апельсиновый сок, без добавления других соков. Апельсиновый сок, который содержит, к примеру, 10% сока мандарина, обязательно должен называться «сок апельсина и мандарина».

Подробнее о ситуации на рынке соков и нектаров изложено в исследовании Intesco Research Group «Российский и мировой рынок соков и нектаров - 2012».