Перспективы роста объемов перевозок и тарифов остаются неутешительными для перевозчиков. По расчетам, проведенным в исследовании Trade Marketing Research, докризисные объемы погрузки не будут достигнуты до 2012 г. почти во всех основных сегментах рынка. Исключением не станут и перевозки нефти, где в среднесрочной перспективе (к 2015 г.) снижение погрузки в связи с запуском новых трубопроводов более чем на 30%. В этих условиях будут успешно развиваться компании, располагающие вагонным парком в немногих растущих сегментах рынка, а также те, в которых успешное управление издержками или предоставление дополнительных услуг позволит получать прибыль в условиях жесткой конкуренции.
В условиях кризиса большинство операторов подвижного состава заняли выжидательную позицию. Обычным направлением стало сокращение инвестиционных программ, сокращение штата, а также продажа или сдача в аренду части подвижного состава. Инвестиции носят исключительно сфокусированный характер и направлены на решение локальных проблем или закрепление позиций на рынках, на которые компании вышли до кризиса. Характерным примером является группа компаний «Трансгарант», инвестирующая в строительство дополнительной ветки в 3 км для отгрузки продукции Челябинского металлургического комбината, а также в увеличение парка фитинговых платформ. Компания «Евросиб» приобрела небольшое предприятие промышленного железнодорожного транспорта ООО «Магистраль», обслуживающее важную для компании станцию «Подпорожье» в Ленинградской области.