Керамический кирпич на сегодняшний день является одним из самых популярных стеновых материалов, который обычно применяется для возведения несущих стен и перегородок одноэтажных и многоэтажных зданий и сооружений, внутренних перегородок, а также для заполнения пустот в монолитно-бетонных конструкциях. В свою очередь и этот вид кирпича имеет ряд таких достоинств как прочность и износостойкость, хорошая звукоизоляция, низкое водопоглощение, высокая прочность и плотность и, что на сегодняшний день немаловажно - экологичность. Однако, простой керамический кирпич обладает также и недостатками, среди которых выделяется цена, достаточно высокая теплопроводность, а также сложность и дороговизна кладки.
В последнее время на российском рынке керамических стеновых материалов появились так называемые поризованные крупноформатные керамические блоки. Данный стеновой материал обладает рядом преимуществ по сравнению с обычным керамическим кирпичом, которые заключаются в более низкой теплопроводности, более высокой теплоизоляции, простоте монтажа ввиду своих размеров, а также небольшом весе (по сравнению с пустотелым и полнотелым керамическим кирпичом). Действительно, применение поризованной керамики позволяет сократить затраты и время на возведение несущих стен и уменьшить расходы на покупку дополнительных связывающих материалов (цемент, песок, и т.п.).
По оценкам аналитического агентства РБК.research, в России производство поризованной керамики пока еще только налаживается. Насчитывается не более 10 заводов, которые имеют в наличии оборудование для производства данной продукции, а доля поризованной керамики в структуре производства стеновых керамических материалов не превышает 7-8%. Говоря о рынке керамических стеновых материалов в целом, отметим, что сегодня их производством в России занимаются более 250 предприятий, объем выпуска которых варьируется от 0,01 млн. до более чем 250 млн. усл. кирпичей в год. При этом доля самого крупного из этих предприятий не превышает 4% от общего объема выпуска. Данный факт объясняется тем, что стеновые строительные материалы обладают достаточно большим весом, поэтому их перевозка на дальние расстояния затруднена в связи с увеличивающимися затратами, что, учитывая значительную географическую протяженность России, является серьезным сдерживающим фактором концентрации рынка.
До кризиса 2008-2009 гг. производство керамических стеновых материалов развивалось высокими темпами. По данным Росстата, в 2008 году, несмотря на начало мирового финансово-экономического кризиса, объем производства керамического кирпича по сравнению с 2007 годом вырос на 9,2%. В 2009 году, в связи с кризисом, спад производства составил порядка 25%, однако, начиная со второй половины 2010 года, наметился очевидный тренд на восстановление производства. Объем производства керамических стеновых материалов на территории Российской Федерации составил в 2010 году 5,2 млрд. усл. кирпичей, что выше значения аналогичного показателя в 2009 году на 13,0%. В 2011-2012 гг. тренд продолжается - усредненный рост производства составляет целых 18,4%.
Очевидно, что рынок уже преодолел тяжелые последствия финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Кроме того, в будущем также прогнозируется рост рынка керамических стеновых материалов при выполнении условия ненаступления второй волны кризиса.
В условиях полного восстановления и роста рынка, важной задачей является анализ конкурентоспособности основных игроков - производителей керамического кирпича и крупноформатных поризованных блоков. Для этого агентством РБК.research были проанализированы основные показатели деятельности крупнейших компаний, успешно работающих в России:
- качество производственного оборудования, год его ввода в эксплуатацию;
- объемы производства керамического кирпича и поризованной керамики;
- производственные мощности по производству керамического кирпича и поризованной керамики;
- широты ассортимента продукции;
- цветовая гамма продукции.
На основе консолидации информации по этим показателям удалось получить рейтинг конкурентоспособности производителей крупноформатной поризованной керамики и керамического кирпича. Отметим, что конкурентоспособность характеризует способность организации быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими компаниями, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам. Значение показателя рейтинга, близкое к единице означает высокую конкурентоспособность производителя и наоборот, значение рейтинга, приближающееся к нулю, означает низкую конкурентоспособность и соответственно высокие риски для компании. Всего в исследовании приняли участие 12 крупнейших производителей керамического кирпича и крупноформатной керамики. Из 12 предприятий крупноформатную поризованную керамику в состоянии производить только 5 игроков - это «Норский керамический завод», «Браер», «Ревдинский кирпичный завод», «Винербергер Кирпич» и «Самарский комбинат керамических материалов». Причем согласно результатам исследований, именно данные предприятия на сегодняшний день имеют самое передовое в России оборудование, что, в свою очередь, способствует усилению их позиций на рынке и росту конкурентоспособности.
Первое место рейтинга конкурентоспособности производителей крупноформатной поризованной керамики и керамического кирпича заняла компания «Винербергер Кирпич». Таких высоких позиций ей позволили достичь значительные производственные мощности двух заводов, расположенных на территории Владимирской области и в Республике Татарстан.
Второе место в рейтинге заняла компания «Браер», которая специализируется на производстве крупноформатной поризованной керамики и облицовочного керамического кирпича. Однако, если рассматривать рейтинг конкурентоспособности отдельных заводов, а не компаний - производителей керамических материалов, то именно завод компании «Браер», введенный в эксплуатацию в 2010 году, является лидером, то есть его продукция отвечает самым высоким требованиям конкурентного рынка и запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке керамических стеновых материалов.
Третье место рейтинга конкурентоспособности производителей крупноформатной поризованной керамики и керамического кирпича принадлежит «Ревдинскому кирпичному заводу», расположенному в Свердловской области.
Четвертое и пятое места в рейтинге занимают соответственно «Самарский комбинат керамических материалов» и «Норский керамический завод». Далее в рейтинге располагаются те компании, которые не производят крупноформатную керамику. Так, шестое место занимает «Голицынский керамический завод», за которым следует «Рябовский завод керамических изделий» и «Стройполикерамика». Остальные игроки располагаются в рейтинге еще ниже и имеют недостаточный для успешного развития на российском рынке уровень конкурентоспособности. На практике это означает, что в будущем данные компании могут быть поглощены более сильными конкурентами ввиду неизбежной концентрации рынка, несмотря ни на какие территориальные ограничения.
Рис. 1. Рейтинг конкурентоспособности производителей крупноформатной поризованной керамики и керамического кирпича, усл. ед.
Рис. 2. Рейтинг конкурентоспособности заводов крупноформатной поризованной керамики и керамического кирпича, усл. ед.
Полное исследование РБК.research «Рынок керамического и силикатного кирпича 2012» выйдет в октябре 2012 года.
Автор статьи: Хитров Сергей,
старший аналитик РБК.research
skhitrov@rbc.ru