Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
6 сентября 2012

Рынок шоколада в России: стабильно следует тенденции роста

Российский рынок шоколада в 2011 году вырос почти на четверть по сравнению с 2010 годом. Схожие темпы прироста рынка наблюдались и в предыдущих годах.
Рынок  шоколада в России мало зависит от мировых событий, поэтому кризис, случившийся в 2008-2009 годах, не повлиял на развитие шоколадного рынка. В 2009 году темпы роста рынка незначительно снизились до 19%, однако на протяжении всего периода были стабильно положительными.

Увеличение объема рынка шоколада в стоимостном выражении обусловлено не только увеличением средней потребительской цены, но и ростом спроса на шоколад.
В структуре потребительских расходов сельских и городских жителей лидером является «городской» сегмент рынка. Суммарные расходы горожан на шоколад составляют более 85% общероссийских расходов. Однако это, в большей степени, связано не с предпочтениями городских жителей, а со структурой населения в России: на долю сельских жителей приходится всего 26% численности. В региональной структуре рынка России лидером является Центральный федеральный округ, доля которого составила почти 30%.

В последние годы, одновременно с ростом доходов населения России, происходит и рост их расходов на шоколад. Однако расходы на шоколад растут несколько быстрее расходов. Как следствие, удельный вес расходов в годовых доходах населения в расчете на человека за период с 2005 по 2011 года вырос до 0,09%. Для сравнения: среднестатистический россиянин тратит на продовольственные товары более 38% своих доходов (в том числе 2,4% на кондитерские изделия) ежегодно. Объем потребления шоколада в России составил порядка 5 условных плиток шоколада на человека в год.

Если в годовой динамике доходов и расходов населения наблюдается стабильный рост, то квартальная динамика показывает, что рост показателей в течение года происходит неравномерно. Если о сложившейся сезонности доходов  говорить нельзя, так как даже за последние два года наблюдается разнонаправленная динамика в соответствующих кварталах, то в квартальной динамике расходов на шоколад прослеживается сезонность. Так, расходы на покупку шоколада наиболее высоки в первом и четвертом кварталах, а во втором и третьем (на которые приходятся все жаркие месяцы) наблюдается спад расходов на шоколад, связанный очевидно, с тем, что потребители в жаркие периоды предпочитают другие товары (такие как мороженное и прохладительные напитки).

Что касается перспектив рынка шоколада в России, по оценке «Экспресс-Обзор»,  в следующие 4 года (2012-2015), можно говорить о продолжении сложившейся тенденции стабильного роста рынка.

Подробнее вы можете узнать в исследовании «Рынок шоколада в России 2012: объем и потребительские расходы по регионам 2001-2011, прогноз до 2015».