Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
7 сентября 2012

Сладости для радости: отечественные производители темпов не сбавляют

В последнее время рынок кондитерских изделий становится полем для активной конкуренции, как местных производителей, так и крупных федеральных игроков.

Только за последние полгода было несколько крупных исков в отношении небольших кондитерских предприятий от Объединенных кондитеров, требовавших компенсацию за плагиат их брендов.

Вместе с тем, началась волна приватизации советских брендов. По сути, крупные игроки хотят монополизировать то, что производится и на Севере России и на Юге, и иметь исключительное право выпускать их только в одном регионе. Тогда жители многих удаленных областей имеют шанс надолго забыть полюбившиеся вкусы шоколадных конфет «Ласточка», «Птичье молоко», а ведь эти потребительские предпочтения складывались десятилетиями. Нужно отметить, что наиболее заметно это противостояние заметно в сегменте сахаристых изделий.

По данным исследования Intesco Research Group «Рынок сахаристых кондитерских изделий - 2012», объем российского рынка сахаристых кондитерских изделий в 2011 году составил 1,7 млн т, из которых больше трех четвертых - это отечественная продукция. Производство сладостей в России за прошедший год было равно 1 494 тыс. т, а по итогам первого полугодия текущего года российские предприятия выпустили 670,63 тыс. т продукции, что на 2,1% больше, чем в аналогичный период предыдущего года.

В региональной структуре производства в январе-июне 2012 года крупнейшим регионом производителем была Московская область, выпускавшая 15,7% продукции, на второй позиции находилась Москва, где столичные производители выпустили 12,4% сахаристой кондитерки от общероссийского предложения.

По отношению к 1-му полугодию 2011 года доля Московской области выросла более чем на 1 п.п., вместе с тем, заметно снизилось присутствие столичной продукции на 1,2 п.п.

Чуть меньше трети на российском рынке сахаристых изделий представлено шоколадом и шоколадной продукцией. В 2011 году доля этого сегмента составляла 31,1%. На карамель и другие сахаристые кондитерские изделия приходилось 20,6%. По отношению к 2011 году этот сегмент сократил свое присутствие на рынке на 1%. Вместе с тем, увеличились доли мармеладно-пастильных изделий и жевательной резинки. Доля последней категории составляла по итогам 2011 года 1,9%.

Больше пятой части российского рынка сахаристых изделий занимает продукция зарубежного производства. В натуральном выражении около 46% импортных поставок приходится на шоколад и шоколадные изделия, в то же время в стоимостном выражении эта категория формирует 67,3%. Сравнительно дешевле обходят джемы, мармелады и пасты, доля которых в натуральном выражении в 3 раза больше чем аналогичный показатель в стоимостном выражении. Чуть больше пятой части поставок занимают изделия из сахара, не содержащие какао (23,2%), что соотносится с долей данной продукции в затратах на приобретение импортных сладостей (21,7%).

На продажи кондитерских изделий не влияют ни экономический кризис, ни проблемы с сырьем, ежегодно продажи растут, но это скорее связано не столько с увеличением объема потребления, а сколько с подорожанием продукции. За январь-июнь 2012 года российские жители приобрели сладкой продукции общей стоимостью более 301,8 млрд руб., что на 10,1% больше, чем годом ранее.

Больше всего за год выросла стоимость зефира и пастилы (+8,7%). В июле розничные сети реализовывали эту продукцию по 162,6 руб/кг. Карамель в аналогичный период стоила 122,9 руб/кг (+7,4% по отношению к июлю 2011 года), шоколад - 457,8 руб/кг (+6,4%).

В России активный интерес стали проявлять к таким продуктам как восточные сладости, халва, козинаки. Если на остальных рынках сахаристой продукции брендированность и узнаваемость товаров уже достаточно высока, то эти ниши в основном представлены немарочной продукцией. Российские потребители «несознательно» уже привыкли переплачивать за красивую упаковку, за бренд, и в связи с этим в данных сегментах имеется хороший потенциал роста.