Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
11 сентября 2012

Рынок шоколадных конфет 2012: потребление со «вкусом» сезонности

В 2011 году рынок шоколадных конфет в России вырос более чем на 12%, однако, общим трендом последних лет является замедление темпов прироста. Это связано с постепенным насыщением российского рынка. Если судить по средним потребительским ценам, в 2011 году каждый россиянин приобрел более 2,5 килограммов шоколадных конфет, что в совокупности с расходами на шоколад обошлось почти в 0,5% годового дохода. Для сравнения: по оценке Росстата среднестатистический россиянин тратит на продовольственные товары более 38% своих доходов (в том числе 2,4% на кондитерские изделия) ежегодно.

Наиболее значительный удельный вес в общероссийском объеме рынка шоколадных конфет имеют жители Центрального федерального округа (около 20%). По оценке «Экспресс-Обзор», объемы рынка в регионах напрямую зависят от численности населения. Однако стоит отметить, что при сравнении структур численности населения России и объема рынка шоколадных конфет по ФО нельзя говорить об их совпадении. Спрос на шоколадные конфеты в наиболее экономически развитых округах (таких как Центральный и Приволжский) ниже, чем спрос в удаленных от центра и менее населенных округах. Кроме того, при анализе рынка шоколадных конфет в регионах была выявлена интересная закономерность: в близких к ЦФО регионах России отмечается обратная взаимосвязь доходов и расходов (чем выше доходы, тем ниже расходы и наоборот), а по мере удаления федеральных округов от центра наблюдается смена связи на прямую (высокие расходы на покупку шоколадных конфет наблюдаются в регионах, где среднедушевой доход высок). Однако есть и исключения из этого правила. В удаленных от центра областях, но с высоко развитыми внешнеторговыми связями отмечается обратная зависимость расходов и доходов. В основном это области, граничащие с Японией, Казахстаном и Китаем. Вероятно, различия в зависимости расходов от доходов связаны с широтой ассортимента представленных в рознице кондитерских изделий и продуктов питания в целом, удаленностью региона от основных производителей (сложностью и дороговизной доставки), культурой потребления конфет, а также более медленной, по сравнению с центральными регионами РФ, реакцией потребителей на новинки.

Если разделить объем потребления конфет на два сегмента: потребление сельскими жителями и потребление городскими жителями, то доля потребления конфет городскими жителями выше. Объем рынка конфет, приходящийся на города почти в 3 раза выше, чем сельский сегмент рынка. Связано это, в основном, с распределением населения России по месту жительства. Величина расходов жителей России на шоколадные конфеты также различается в зависимости от места проживания: в среднем по России сельские жители тратят на покупку конфет на 20-30 рублей больше городских. Вследствие этого структуры численности населения и объема рынка по сегментам село/город различаются.

 Подробнее вы можете узнать в исследовании компании «Экспресс-Обзор» «Рынок шоколадных конфет в России 2012: объем и потребительские расходы по регионам 2001-2011, прогноз до 2015».