Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
12 сентября 2012

Российский рынок пива – 2013: кризис, стагнация или рост?

Пиво - самый древний алкогольный напиток в истории человечества. Оно занимает особое место в потреблении напитков, имеет огромную популярность и широко распространено у многих народов.

Пиво, как правило, изготавливали в северных регионах, где климатические условия не позволяли выращивать виноград. В средние века оно считалось напитком бедняков, имело более низкий статус по сравнению с вином. Виноделы противились строительству пивоварен и стремились поддержать престиж своей продукции. В 1782-1786 гг. в Париже потребляли вина в 14 раз больше, чем пива. Многим пивоварам приходилось заниматься ещё и изготовлением сидра, чтобы не остаться в убытке, так как в периоды экономического роста их потребители неизменно переходили на вино.

У славянских народов первое упоминание о пиве относится к 448 г. при описании торжества, когда венгры угощали греческих послов. В IX в. пивоварение было уже широко распространено в киевских и новгородских землях.

В древности отсутствовали какие-либо жесткие требования к рецептуре пива: шумеры использовали в технологии мед, корицу, ароматные травы; египтяне - тмин, имбирь, анис, мирт, можжевельник; древние германцы - дубовую кору. В XV-XVI вв. повсеместно производили пиво с лечебными свойствами: розовое, полынное, шалфейное, розмариновое, медовое и др. Сегодня, спустя сотни лет, эта идея в основном забыта. Возможно, одной из причин является принятие в 1516 г. закона о чистоте пивного производства (Reinheitsgebot) баварским герцогом Вильгельмом IV, согласно которому запрещалось использовать в технологии пивоварения какие-либо компоненты, за исключением солода, хмеля, воды и дрожжей.

Современный рынок пива

Сегодня, пиво наиболее популярный напиток среди россиян (его предпочитают более трети населения страны), при этом, две трети употребляют пенный напиток минимум раз в неделю.

По данным Федеральная служба государственной статистики в 2007-2010 гг. продажи пива снижались. Это, связано как с постепенным подорожанием продукции, так и со значительным распространением слабоалкогольных коктейлей. В 2010 году в России было реализовано порядка 1 млрд дкл пива, что было на 3% меньше, чем в 2009 году. Годом ранее темп снижения продаж составил 10%.

В 2011 г. тенденция сменилась на противоположную, рост составил 8,2%, конечному потребитель было продано на 81 млн дкл. больше пенного напитка, чем в 2010 г.

Пик розничных продаж пива приходится на второй квартал года, преимущественно за счет спроса в мае-июне. В третьем квартале реализуется немного меньше продукции, причем наибольший спрос в этот период приходится на июль. Для первого и четвертого кварталов характерны наименьшие объемы потребления пива россиянами, что обусловлено похолоданием и, как следствие, сменой предпочтений потребителей.

В целом можно отметить значительное нивелирование летних пиков в 2009 и, особенно, в 2010 году. Причиной этому послужило, во-первых, подорожание пива, во-вторых, аномальная жара, вынуждавшая россиян пить только безалкогольные напитки.

В России в 2011 году лидером по производству и потреблению пива являлся Санкт-Петербург. На втором месте по потреблению пенного напитка жители Хабаровского края. Более 100 литров на человека в год также приходилось в Ленинградской, Омской и Московской областях. Меньше всего пьют пива в национальных республиках Северного Кавказа.

Государственное регулирование рынка пива

В связи с увеличением рынка пенного напитка, ростом популярности пива среди россиян, государством было предпринято ряд мер направленных на снижение потребления алкогольной продукции, защиту населения от некачественного алкоголя и на уменьшение алкогольной нагрузки на детей и подростков в нашей стране.
Так, с июля 2012 г. Федеральным законом предусматривается ограничение на размещение рекламы алкогольной продукции в периодических печатных изданиях и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Документ вводит запрет на рекламу всего алкоголя в Интернете с момента его официального опубликования, реклама алкоголя в печатных СМИ будет запрещена с 1 января 2013 года. Введение полугодового переходного периода позволит печатным СМИ, заключившим уже договор с рекламодателем-производителем алкогольной продукции, выполнить его условия.

А поскольку с 1 июля 2012 года пиво и напитки, изготавливаемые на его основе приравнены к алкогольной продукции, пенный напиток теперь подчиняется тем же рекламным правилам, что и более крепкое спиртное, попадая под действие 21 статьи закона "О рекламе".

С 23 июля 2012 г. реклама алкоголя крепостью 5 и более процентов разрешена только в стационарных торговых точках, осуществляющих розничные продажи алкогольной продукции.

Полностью же "безалкогольными" зонами с 23 июля стали телевидение, включая даже платные каналы, все виды общественных транспортных средств и наружная реклама. На этих площадках реклама алкоголя с содержанием этилового спирта от 5 и более процентов готовой продукции теперь полностью запрещена. Но, например, безалкогольного пива ограничения по рекламе не касаются.

Следовательно, уже со следующего года у рекламодателей может остаться только один вариант для продвижения алкогольной продукции - это стационарные торговые точки. Поэтому, как считают эксперты, процент креативности рекламщиков на квадратный метр торговой площадки с 2013 года резко возрастет .

Более подробную информацию можно узнать из работы «Бизнес-план мини пивоваренного завода (с финансовой моделью)» компании Intesco Research Group.