Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
14 сентября 2012

Франчайзинг на российском рынке обуви

Будущее российского рынка тесно связано с развитием обувного ритейла. Состояние этого сегмента розничной торговли оценивается как аналогичное тому, которое было в продуктовом ритейле 10 лет назад. Сейчас сетевой ритейл занимает около трети всей продуктовой розницы, в крупных городах этот показатель значительно выше. Обувной рознице до таких результатов еще далеко, но процесс расширения сетей, видимо, продолжится - крупные обувные компании за счет своих масштабов имеют преимущества на рынке и захватывают все большую его долю, оттесняя мелких оптовых операторов и розничных торговцев.

Ожидается, что среди магазинов будет расти доля т.н. «каскетов», или магазинов, сочетающих в себе преимущества бутиков (высокое качество сервиса и продукции) и обычные магазины (широкий ассортимент, приемлемые цены). Этот тип магазинов наиболее популярен среди обувных сетей.

Важно отметить, что развитие сетевой розницы будет идти как за счет собственного развития, так и за счет франчайзинга.

Франчайзинг (также коммерческая концессия, франшиза) это своеобразный вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона предоставляет другой право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды за определенную плату.

По статистике 85% предприятий малого бизнеса в России закрываются в течение 5 лет. Среди предприятий, открытых по франчайзинговому соглашению этот показатель составляет 12%. Привлекательность франчайзинга очевидна: получая в распоряжение известный бренд и основные наработки в ведении бизнеса, франчайзи рискует значительно меньше предпринимателя, открывающего свой собственный бизнес. Для компаний-франчайзеров выгода состоит в экспансии своего бренда. Доверяя свое имя другим компаниям, франчайзер рискует своей репутацией, но это позволяет тратить несоизмеримо меньше усилий на развитие сети и получать выгоду.

Факторами, сдерживающими развитие франчайзинга в России, являются сложности в получении кредитов (их дороговизна или полная недоступность) предприятиями малого бизнеса, а также неточности в терминологии и разночтения в законодательстве разных стран, в том числе и в России.

В России развитие франчайзинга сдерживают низкая доступность кредитов и несовершенство законодательства.

В обувном ритейле франчайзинговое направление сейчас находится на стадии активного развития. Всего по данным Российской ассоциации франчайзинга в России на данный момент 28 обувных компаний предлагают «арендовать» свой бренд. Цена франшизы колеблется от 10 тыс. долл. до 250 тыс. долл. Самым дорогим брендом для желающих открыть обувной магазин является торговая марка «Carlo Pazolini», стоимость франшизы в этой компании составляет 250 тыс. долл. Второй компанией по этому показателю в 2011 году являлась «ЦентрОбувь» (200 тыс. долл.). В тройку лидеров также входила сеть обувных магазинов «Терволина» со стоимостью франшизы 140 тыс. долл. Чтобы открыть магазин обуви «Ecco», предпринимателю придется заплатить 135 тыс. долл.


Более подробную информацию можно узнать из работы «Российский рынок обуви 2011 г.» компании Intesco Research Group.