Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
14 сентября 2012

Рынок колбасных изделий: изменения в структуре спроса

По итогам 2011 г. рынок колбасных изделий вырос на 5% в натуральном выражении. Спрос практически полностью удовлетворяется внутренним производством. Доля импорта на рынке крайне мала, по итогам 2011 г. она составила менее 1%, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.


Основные производственные мощности в России сосредоточены в трех федеральных округах: Центральном, Приволжском и Сибирском. Суммарный объем выпуска в этих округах составил в 2011 г. более 70%. Особо стоит выделить Москву и Московскую область. На их территориях расположены многие крупнейшие производители колбасных изделий в России, а суммарный объем выпуска составляет около четверти отечественного производства.


Наиболее популярным продуктом в России являются фаршированные колбасные изделия, в эту группу входят вареные колбасы, сосиски, сардельки и т.п. Их доля на рынке, по оценке «Экспресс-Обзор», составила существенно выше 50%. Последние 3 года их доля на рынке начала медленно сокращаться. Второй популярной группой колбасных изделий в России являются копченые колбасные изделия.

В потреблении колбасных изделий существует сезонность для каждого вида колбас. Пик потребления копченых колбасных изделий приходится на 4 квартал, а для фаршированных колбасных изделий на этот период приходится минимальный спрос. Такое различие связано с исторически сложившейся культурой потребления колбасных изделий в России.


Рост цен на колбасные изделия оказался незначительным. По итогам года цены производителей выросли всего на 4% по отношению к прошлому году. При этом значительно выросла себестоимость производства колбасных изделий. А увеличение закупочных цен сдерживается ритейлом, который установил рост цен на 3-5% уровне в определенный период, указанный в договоре (чаще всего раз в квартал). В итоге для многих компаний производство колбасных изделий оказалось на грани рентабельности. А снижение себестоимости за счет снижения цен на сырье влечет за собой ухудшение качества сырья, и, как следствие, снижение потребительского спроса на колбасные изделия.

Значительное влияние на рынок оказали СМИ: после выхода в конце 2010 г. ряда передач о низком качестве колбасных изделий на отечественном рынке, спрос на эти продукты сократился. Чаще всего критике со стороны СМИ подвергаются продукты из сегмента фаршированных колбасных изделий: вареные колбасы, сосиски, сардельки. Во многих регионах сократилась выработка колбасных изделий указанного сегмента, являющихся основным видом выпускаемой колбасной продукции.
Критика СМИ вместе с возросшими доходами населения повлекла за собой значительные изменения в структуре спроса, требующие от производителей пересмотра ассортимента колбасных изделий.

В сложившейся ситуации возможно несколько вариантов развития рынка, от замедления темпов роста при оптимистичном варианте, до сокращения объемов выпуска колбасных изделий. В среднем, по прогнозу «Экспресс-Обзор», в 2012 г. ожидается 4% рост рынка колбасных изделий.

Подробнее вы можете узнать в исследовании  «Рынок колбасных изделий в России 2009-2011 и прогноз на 2012- 2015. Слайд-Статистика» компании «Экспресс-Обзор».