2011 год стал для российских производителей сгущенной молочной продукции менее удачным, чем предыдущий. С 2009 по 2011 г на рынке отмечалась стагнация. Сложившаяся ситуация обусловлена, прежде всего, насыщенностью рынка и отсутствием роста спроса на сгущенную продукцию среди россиян. Так, по итогам 2011 года было зафиксировано умеренное снижение внутреннего производства сгущенной молочной продукции в натуральном выражении, при этом во всех сегментах этого производства наблюдалось уменьшение объемов выпуска.
В стоимостном выражении в 2011 году производство сгущенной продукции сохранило положительную динамику, увеличившись по итогам года на 7,5%. Этому увеличению способствовал значительный рост цен производителей на сгущенные молоко и сливки.
В региональном разрезе основные производственные мощности располагаются в Центральном федеральном округе, на территории которого в 2011 году было произведено более половины всего объема выпущенной в России сгущенной молочной продукции. Сокращение объемов выпуска в двух ключевых федеральных округах (ЦФО и СФО) привело к уменьшению общероссийского производства сгущенных молока и сливок. В тоже время в Южном ФО за 2011 год объемы выпуска увеличились более чем на четверть, что позволило ему занять третье место по объемам выпуска молочных сгущенных продуктов.
Основными видами сгущенной молочной продукции, выпускаемой в России, являются молоко сгущенное и продукты молочные сгущенные с пищевыми добавками. На долю сгущенных сливок и продуктов сгущенных сливочных с пищевыми добавками приходится менее 1% общероссийского производства.
По итогам 2011 года для импортных поставок сгущенной молочной продукции был характерен регресс: в натуральном выражении они сократились почти в 3 раза, а в стоимостном - более чем в 2 раза. Среди основных стран - поставщиков сгущенной продукции в 2011 году стоит отметить рост объема импорта из Украины на фоне сокращения поставок из других стран.
Доля экспорта в структуре российского производства сгущенной продукции незначительна и составила в 2011 году менее 1% в натуральном выражении. Основной объем поставок приходится на страны СНГ.
Объем российского рынка сгущенной продукции сократился по итогам 2011 года, как в натуральном, так и стоимостном выражении. В отрасли наблюдается серьезная конкуренция со стороны производителей из стран СНГ. Так, белорусские производители в значительных масштабах субсидируются государством, что делает их продукцию более привлекательной с точки зрения цены.
Дальнейшее снижение спроса со стороны розничных покупателей будет негативно влиять на развитие рынка молочной сгущенной продукции. В тоже время стабильный спрос со стороны государства, а также растущее промышленное потребление кондитерскими предприятиями сгущенного продукта будет сдерживать рынок от значительного снижения. По оценкам «Экспресс-Обзор», в 2012 - 2015гг. продолжится стагнация российского рынка молочной сгущенной продукции в натуральном выражении.
Подробнее вы можете узнать в исследовании компании «Экспресс-Обзор» «Рынок сгущенного молока и сливок в России 2009-1кв. 2012 и прогноз развития до 2015. Слайд-Статистика».