Потребительские предпочтения на рынке обуви являются определяющим фактором. Именно от того, сколько и чего захочет покупатель, будет зависеть дальнейшее развитие рынка.
Основная характеристика продукции, которая влияет на предпочтение потребителя, это цена. Однако ее нельзя рассматривать вне связи с другим показателем – с качеством продукции. Именно соотношение «цена-качество» и может являться фактором, на который ориентируется потребитель в первую очередь. В развитых странах популярна качественная и, соответственно, более дорогая обувь. Так как последствия покупки некачественной обуви могут быть серьезнее последствий приобретения некачественной одежды, люди уделяют этому особенное внимание. К этому же приводит рост самосознания населения в плане заботы о своем здоровье. Люди не хотят рисковать, приобретая дешевую и некачественную обувь. В этом отношении Россия является развивающейся страной. Спрос на более качественную, пусть и более дорогую, продукцию только начинает формироваться.
Максимальный рост розничных цен в 2006-2011 гг. был в сегменте обуви для детей. Если мужская (включая универсальную обувь для взрослых) и женская обувь выросли в цене за 5 лет на 50% в среднем по всем товарным категориям, то увеличение цены на детскую обувь составило более 70%.
Разница между ценами на обувь из натуральной и искусственной кожи оставалась в целом стабильной. В сегменте мужской обуви она составляла в 2006-2011 гг. порядка 50%, в сегменте женской до 55%. Детская кожаная обувь была дороже обуви из искусственных материалов на треть. В целом же по всем видам обуви кожаная обувь стоит в полтора раза дороже, нежели обувь из кожзаменителя.
При этом крупные игроки рынка все больше внимание уделяют снижению издержек и оптимизации затрат: в первую очередь затрат на сырье и материалы и логистические расходы.
Тенденции
По оценкам экспертов, в странах Западной Европы и Америки в результате изменения культуры потребления и сильной конкуренции значительная часть среднего сегмента переместилась в низкий, так средняя стоимость пары обуви в США в 2 раза ниже, чем в России. Это позволяет чаще и больше приобретать новую обувь. Такое потребительское поведение становиться характерным и для России. По результатам исследования среднедушевое потребление обуви в 2012 году вырастет до 2,8 пары, в 2016 году — до 3,8 пары и приблизиться к европейскому уровню.
Более подробную информацию можно узнать из работы «Российский рынок обуви 2011 г.» компании Intesco Research Group.