Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
20 сентября 2012

Мировой рынок черной металлургии

В 2010 году объем мирового производства стали вырос на 67% по сравнению с 2001 годом. Стабильное увеличение производства было прервано мировым экономическим кризисом в 2008-2009 годах, после чего в 2010 году рынок восстановился до уровня 2007 года.

За десять лет производство выросло более чем на 550 млн тонн, из которых большая часть пришлось на Китай, Индию, Японию и Турцию. На эти четыре страны пришлось около 95% всего мирового прироста производства стали, хотя производство в Китае, безусловно, являлось основным его локомотивом.
Вместе с тем, производство стали в развитых странах сокращалось с различной скоростью, что было вызвано все увеличивающимися ценами на рабочую силу, повышением стоимости электроэнергии и большей конкурентоспособностью высокотехнологичных отраслей экономики, на которых западные страны специализировались все больше и больше.

За десятилетие доля Китая в производстве стали увеличилась, доли остальных стран пропорционально сократились. За прошедшее десятилетие вынос западноевропейских и североамериканских производственных площадок в Китай сделал его локомотивом мировой металлургической промышленности, производящим металлургическую продукцию для остального мира. Низкая стоимость рабочей силы, отсутствие экологических ограничений и сравнительно легкодоступное сырье, а также активное инфраструктурное развитие послужили основными драйверами этого роста, в результате которого с 2005 года Китай стал нетто-экспортером стали и металлургической продукции.

В следующем десятилетии сложившаяся структура распределения труда («Китай - мастерская мира») обещает заметно измениться. Первые признаки этих изменений начали ощущаться вскоре после начала мирового экономического кризиса. С 2005 года Китай был нетто-экспортером стали и продукции из нее. Однако упавший спрос и повысившиеся запросы китайского населения привели к ускорению проводимых правительством КНР инфраструктурных программ, призванных привести к увеличению уровня жизни населения. Массовая автомобилизация, строительство сети современных высокоскоростных железных дорог, все еще продолжающаяся (пусть и с несколько замедлившимся темпом) урбанизация страны, массовые инфраструктурные проекты и программы развития жилой недвижимости привели к увеличению спроса на сталь и металлопродукцию, в течение нескольких лет превысившего производственные возможности Китая - уже в 2009-2010 годах он стал нетто-импортером стали.

Процесс этот, однако, является не только следствием инфраструктурных программ. Повышение уровня жизни в приморской зоне Китая и стремление правительства снизить зависимость экономики от экспорта продукции привели к запуску программ по стимулированию потребительского спроса населения. Примерно с 2008-2009 годов особенно активно развивались торговые сети, в развитых регионах страны, началось активное развитие инфраструктуры в менее развитых. Ожидается, что эти программы должны будут привести к все более ускоряющемуся развитию более науко- и капиталоемких отраслей экономики, повышению уровня жизни населения, его спроса на автомобили и недвижимость - два основных сектора-потребителя стали. По экспертным оценкам, в ближайшее десятилетие, пока не будут закончены основные инфраструктурные проекты, Китай продолжит оставаться нетто-импортером стали, а кроме того, будет активно пытаться наращивать собственную ресурсную базу, способную обеспечить ее производство.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Российский и мировой рынок черной металлургии. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.