Сложившийся уровень цен на нефть - самый важный фактор для нефтегазовой отрасли в 2011 г. По сравнению с 2010 г., цены на нефть выросли более чем на 40%, что позитивно отразилось на финансовых результатах вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Прирост выручки нефтегазовых компаний по сравнению с 2010 г. также составил в среднем 40%.
Средняя за 2011 г. цена нефти Urals составила $109,3/баррель по сравнению с $78,2/баррель годом ранее. На нефтяные котировки большую часть года влияли политические волнения в Ливии, в странах Ближнего Востока и Северной Африки, на фоне которых в цены на нефть были заложены значительные премии за риск. Немаловажно, что при всех колебаниях цен среднемесячный уровень стоимости барреля Urals оставался достаточно высоким.
Рекордный за последние годы объем добычи нефти и газового конденсата - 511,4 млн т. - и высокий уровень цен на мировом рынке обеспечили $325,33 млрд экспортной выручки нефтегазового отрасли (из них $259,5 млрд - от экспорта нефти и нефтепродуктов).
Главной негативной тенденцией отрасли остается ситуация с вводом новых месторождений. Отраслевая статистика отслеживает судьбу месторождений, официально введенных в эксплуатацию за последние шесть лет. 3а 2005 - 2010 гг. в разработку было введено 175 месторождений - в среднем, по 29 месторождений в год. Однако в 2007 году в строй вошло 40 месторождений, дающих нефть, в 2010 году - 23, а в 2011 году - всего лишь 16 месторождений. Прошлогодний результат - самый низкий за рассматриваемый период.
По информации Европейского космического агентства (ЕКА): «27 августа 2007 года спутник, наблюдавший за Северным Ледовитым океаном, обнаружил прецедент: оба краткосрочных судоходных маршрута, огибающих этот океан, - Северо-Западный проход (СЗП соединяет Атлантику и Тихий океан, проходит через Канадский архипелаг и далее через Берингов пролив в сторону Азии) и СМП - одновременно были свободны ото льда».
Событие относительно давнее, но с далеко идущими последствиями. 25 января 2012 г. ЕКА сообщило, что с 2007-го по 2011 год СЗП одновременно с СМП несколько месяцев в году являлись судоходными и будут таковыми в 2012 году. А по прогнозам норвежской Arctic Monitoring and Assessment Programme, к 2020 году весь Северный Ледовитый океан в летнее время будет свободен ото льда.
Значит, во-первых, можно будет возить грузы из Европы в Азию и наоборот по полярному маршруту, а не через Суэц и, тем более, в обход Африки, что принесет, примерно, 50% экономии по финансовым затратам. Во-вторых, появляются перспективы добычи нефти и газа на арктическом шельфе.