Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
24 сентября 2012

Повышение эффективности бизнеса – перспективнейшее направление для консалтинга

Лидерами рынка консалтинга будут компании, предоставляющие услуги, направленные на повышение эффективности всех бизнес-процессов для клиентов в различных секторах экономики. Такое заключение было сделано экспертами информационного агентства Крединформ после проведения исследования «Рынок бизнес-консалтинга в России: основные тенденции и прогноз развития».

Развитие рынка консалтинга и аудита является показателем развития экономики и бизнеса в ней в целом. За прошедший период 2011-начала 2012 года рынок аудита не демонстрировал выдающейся динамики, а вот консалтинг наоборот стремительно развивался и набирал обороты в различных секторах. В широкой оценке, т.е. при оценке рынка через обороты 150 крупнейших компаний отрасли, за 2011 год зафиксирован прирост рынка более чем в 20%, что почти в два раза больше, чем в 2010 году.

Указанная динамика, по мнениям экспертов, объясняется тем, что услугами консультантов стал пользоваться не только крупный бизнес, но и средний бизнес, а также лидеры малого бизнеса, использующие инновационные подходы. Многие предприятия сегодня подходят к риску возникновения кризисной ситуации осознанно, формулируют для себя антикризисные мероприятия. Все более значимыми становятся вопросы, связанные с управлением рисками, вопросы стратегического менеджмента, реструктуризации бизнеса, слияния-поглощения, а также темы конкурентных преимуществ предприятий.

Что касается структуры рынка, то здесь можно отметить, что наибольшую долю на рынке по прежнему занимает колнсалтинг в сфере ИТ - около 50% рынка. Спрос на информационные услуги растет, но приобретает свою специфику.  Клиенты нуждаются во все усложняющихся решениях, отвечающих требованиям рынков, на которых они оперируют. Можно отметить сокращение долей финансового и налогового видов консалтинга - в 2011 году всего 5% и 6% рынка соответственно - и рост доли консалтинга в сфере управления и администрирования до 7% в 2011 году. По данным компаний, обороты по последнему очень существенно выросли у лидеров рынка.

Однако, стоит отметить, что шаги рынка вперед носят отчасти инерционный характер - уже через год-другой может наступить стагнация вызванная насыщением рынка и ограниченными пока возможностями российского бизнеса. Таким образом, говорить об очень быстром, сильном росте рынка не стоит, во многом этот рост определит общеэкономическая ситуация, которая нестабильна.

Несмотря на то, что кризисные явления на Западе нарастают, и Россия вряд ли пройдет мимо влияния этих явления, эксперты рынка консалтинга не ожидают его тотального обвала, так как наученный прошлыми ошибками бизнес уже стал гораздо внимательней относиться к своим бизнес-процессам и лучше осознавать ценность своевременного грамотного консалтинга. Одной из важных тенденций в последнее время на рынке консалтинга представляется диверсификация услуг, появление т.н. фирм бизнес-интеграторов, предоставляющих полный комплекс услуг по совершенствованию бизнес-процессов с помощью, в том числе информационных технологий.

Пока сегмент ИТ-консалтинга представляется наиболее перспективным, однако, и он потихоньку приходит к стабилизации, многие фирмы стараются какой-то спектр работ проводить самостоятельно. Возможно сегмент стратегического управленческого консалтинга при благоприятной экономической обстановке может показать рост, однако, степень благоприятности пока вызывает сомнение, так как вторая волна экономического кризиса представляется все более реальной. Возможно также, что некий стимул развития консалтинга в сфере сопровождения аудита даст активный переход российских компаний на МСФО, а также изменение системы отчетности, которая происходит на данный момент.