Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
26 сентября 2012

Рынок грузоперевозок автомобильным транспортом в России

Анализ динамики показателей развития российского рынка грузоперевозок по видам транспорта в России за последние годы свидетельствует о возрастании роли автомобильного грузового транспорта в общем объеме грузоперевозок по России. Доля автотранспорта в общем объёме грузоперевозок по России увеличивается за счет доставки грузов на небольшие расстояния в пределах регионов.

Анализ рынка транспортных услуг, произведенный специалистами ИА Крединформ и представленный в исследовании «Рынок грузоперевозок автомобильным транспортом в России» показывает, что более двух третей всего объёма грузоперевозок по стране осуществляется с помощью автомобильного грузового транспорта.

Его популярность обусловлена низкой стоимостью, высокой гибкостью, возможностью доставки груза «от двери к двери» и прочими конкурентными преимуществами данного вида грузоперевозок.

Тем не менее, по показателям грузооборота картина совершенно другая: чуть менее половины всего объема грузооборота в России осуществляется с помощью трубопроводного транспорта, что в очередной раз подтверждает сырьевую направленность российской экономики. Огромная территория страны и плохое состояние автомобильной инфраструктуры способствует развитию грузоперевозок железнодорожным транспортом (45% грузооборота). На долю автомобильного транспорта по указанным причинам приходится всего 5% всего грузооборота.

По мнению аналитиков, состояние российской отрасли грузоперевозок на конец августа 2012 г. свидетельствует о том, что отрасль все еще не вышла из кризиса 2008-2009 годов и находится в состоянии стагнации. Если в 2009-2011 г. ее сдерживали негативные кризисные процессы, в частности, падение спроса и снижение ликвидности, то в настоящее время (первое полугодие 2012 г.) росту объема грузоперевозок препятствуют высокие цены на топливо, так и внедрение практики использования платных дорог, в совокупности с ужесточением правил, касающихся проезда грузового транспорта.

В целом за 6 лет (2006-2011 гг.) грузоперевозки автомобильным транспортом в России сократились более чем на 15%. Тем не менее, по прогнозам на 2012 год ожидается незначительный прирост перевозок грузовым автотранспортом.

По показателю «валовой грузоборот автотранспорта за год» в 2011 г. отмечается существенное повышение (+23%), что можно связать с общим повышением пропускной способности российских автодорог и увеличением средней дальности перевозки грузов, а также с некоторой положительной динамикой экономики в целом, выходящей из кризиса.

Показатели грузооборота в разрезе Федеральных округов РФ распределены неравномерно. По перевозкам грузов грузовыми автомобилями крупных и средних предприятий в 2011 году по федеральным округам целесообразно отметить, что наибольшее значение данного показателя отмечено в Сибирском ФО - его доля в общем объёме грузооборота по России составляет 23%. Второе и третье места занимают Центральный и Приволжский ФО - 17% соответственно на каждый округ.