Для российских производителей молочной продукции 2011 год стал непростым. В натуральном выражении объем рынка снизился почти на 3%, в то время как в предыдущем году наблюдался рост более 10%.
Основной продукцией отрасли в натуральном выражении остается молоко. Например, на сегмент молока и сливок по итогам 2011 года пришлась почти половина объема производства во всей отрасли. Также существенную часть в структуре производства занимал сегмент кисломолочных продуктов. Совокупно эти две категории молочной продукции занимают более 80% объема внутреннего производства молочной отрасли России в 2011 году. Третье место по объему производства занимает творог и свежий сыр.
Основной спад производства пришелся на сегмент мороженого и кисломолочных продуктов. Снижение в сегменте мороженого составило более 15% относительно 2010 года, когда из-за жаркой погоды был отмечен высокий спрос на мороженое. Выпуск молочной продукции в других сегментах был относительно стабилен. Максимальная положительная динамика отмечалась в производстве молока и сливок, а также творога и свежего сыра.
В стоимостном выражении темпы прироста внутреннего производства молочной продукции в 2011 году остались положительными, однако относительно 2010 года упали ниже 10%. За исключением производства мороженого для всех остальных сегментов молочной отрасли 2011 год стал годом роста объема в стоимостном выражении. Основным фактором стал рост цен производителей. Цены производителей увеличились во всех сегментах молочной отрасли в 2011 году, наибольшие темпы роста цен производителей относительно 2010 года были зафиксированы в сегменте сыров и сливочного масла.
В 1 квартале 2012 года выпуск молочной продукции вырос во всех сегментах (кроме сгущенного молока) как в стоимостном, так и натуральном выражении. Максимальные темпы прироста относительно 1 квартала 2011 года в натуральном выражении были характерны для сегмента молока и сливок (почти +10%), в стоимостном - для сыра (почти +15%).
Доля импорта на российском рынке молочной продукции по итогам 2011 года опустилась ниже 5% в натуральном выражении, а в стоимостном осталась на прежних позициях. Большая часть в объеме импорта занимают сыры. Также в тройку крупнейших сегментов входят сливочное масло и кисломолочные продукты.
По оценке «Экспресс-Обзор», объем российского рынка молочной продукции в 2012 г. вырастет почти на 6% в натуральном выражении, а в течение 2013-2015 гг. темпы роста начнут замедляться по мере насыщения внутреннего рынка. Рост будет связан с увеличением спроса практически на все категории молочной продукции.
Подробнее вы можете узнать в исследовании компании «Экспресс-Обзор» «Рынок молока и молочной продукции в России 2009-1кв. 2012 и прогноз развития на 2012-2015. Слайд-Статистика».