Общий объем мирового экспорта торфа (в денежном выражении) в 2011 году составил 1184322 тысяч долларов США, т.е. на 39% меньше, чем годом ранее (в 2010 году 1943204 тысяч долларов США).
Крупнейшими мировыми экспортерами торфа в 2011 году являются: Германия, Латвия, Эстония, Канада, Ирландия, Нидерланды.
Доля России на мировом рынке торфопродуктов составляет менее процента: страна, занимающая второе после Канады место в мире по запасам торфа, и ежегодно добывающая его в объеме более миллиона тонн, экспортирует лишь около 60 тыс. тонн торфяной продукции в год (т.е. лишь 5% от объема добычи). В частности, общая доля объема российского экспорта торфа от общего объема всего мирового экспорта составила в 2011 году 0,5 %.
Объем российского экспорта торфяной продукции за 2011 год составил 50 890 тонн, снизившись на 10%, по сравнению с 2010 г. экспортная выручка за тот же период уменьшилась на 15%. В итоге, Россия со своим объемом экспорта торфа занимает пятнадцатое место в мире (в денежном выражении) и восемнадцатое место в мире (в натуральном выражении).
По данным МА «Навигатор», представленным в проекте Обзор рынка торфа РФ, полугодовая динамика (I полугодие 2011 г. к I полугодию 2012 г.) выглядит еще более удручающе: тоннаж экспортных поставок торфа из страны упал на 45%, выручка - на 60% (при снижении средней цены за тонну продукции на 27%). Причиной тому во многом стал «провал» в начале 2012 года (январе-феврале), когда торговые экспортные обороты в отрасли упали до нуля.
Между тем, цены на экспортный торф существенно выше внутренних. В частности, в 2008-2010 г.г. эта разница была трехкратной, а за последние полтора года (2011-июнь 2012 г.г.) она увеличилась до 5,5 раз. (Средняя цена за тонну экспортного российского торфа в этот период составила $75,5 за тонну - при озвученной выше усредненной внутренней цене в 407 рублей за тонну.) При том, что средняя экспортная (мировая) цена торфа за это время снизилась на 7,3%.
Особенностью российского экспорта торфа является то, что основные российские экспортеры находятся недалеко от государственной границы и транспортные расходы на перевозку торфа относительно небольшие. Торфяные регионы, удаленные от государственной границы, в экспорте торфа практически не участвуют. Удаленность - существенный экономический фактор, который препятствуют развитию российского экспорта торфа. Значительные расстояния и высокие тарифы на перевозки, съедающие значительную часть прибыли, мешают росту российского экспорта торфяной продукции.
Однако для предприятий, добывающих торф на территориях, прилегающих к границе, экспорт продукции может быть очень выгодным. Но пока этой возможностью всерьез пользуются лишь две российские компании: ООО «Торфо» (Калининградская область) и ООО «Деметра» (Сахалинская область): на их долю в 2011 году пришлось 64% от общего тоннажа поставок и 71% объема продаж в долларовом эквиваленте. Причем, «Деметра», по-прежнему значительно уступая лидеру в тоннаже поставок, явно выигрывает у «Торфо» по ценам.
Да и расстояния, похоже, мешают, главным образом, россиянам, а нашим ближайшим партнерам - не очень. Например, Латвия экспортирует торф в Японию в значительных объемах (на 1,51 млн. латов в 2010 году).
Для того чтобы, внутренние торфодобывающие регионы России (например Кировская область, которая добывает около 50% всего российского торфа) могли активно участвовать в экспорте торфа, необходимо решение на государственном уровне о введении льготных тарифов на железнодорожные перевозки торфа (например, как планируется для перевозок каменного угля).