Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
11 октября 2012

Ценообразование на рынке PR-услуг: АКОС продолжает работу над разработкой и внедрением международной системы почасовых ставок

Долгое время в российской PR-отрасли не существовало единой системы ценообразования: каждое агентство руководствовалось собственными критериями для определения стоимости услуг. Однако необходимость и выгода от такой системы очевидны: процесс ценообразования становится прозрачным для всех участников, выводя конкуренцию на уровень идей и технологий, а не стоимости. Поэтому в 2008 году АКОС вывела и предложила в качестве ориентира почасовые расценки работы агентств, а в 2012 году представила рынку обновленные рекомендованные ставки.

Эти ставки рассчитываются по следующей формуле: зарплаты профильного проектного персонала (консультанты, сотрудники по работе с клиентами, специалисты по работе со СМИ, копирайтеры и так далее), включая налоги на фонд заработной платы,  умножаются на коэффициент, учитывающий расходы на заработную плату административного персонала. Для учета накладных расходов необходимо умножить полученное значение на соответствующий коэффициент (расходы на аренду помещения, технику, связь и т.д.). Таким же образом учитывается и коэффициент прибыли. Итоговую цифру следует умножить на коэффициент учета рабочего времени (процент времени персонала, затраченный на непосредственную работу по проектам, то есть за вычетом времени на административные задачи, тренинги и т.д.).

Стоит отметить, что предлагаемые АКОС расценки ориентированы в первую очередь на Москву и в меньшей степени - Санкт-Петербург, что вызвано объективными причинами: высокой стоимостью ведения бизнеса в столице, а также тем, что подавляющее большинство ведущих российских PR-агентств базируется в Москве. Расценки на PR-услуги в регионах России существенно ниже.

Если сравнивать рекомендованные ставки 2008 и 2012 года, то за четыре года для большинства стандартных позиций они выросли на 12-15%, что объясняется объективными факторами - преодолением экономического кризиса и общим изменением рыночной ситуации, инфляцией и т.д.

Арсенал должностей ведущих коммуникационных агентствах по сравнению с 2008 годом увеличился: теперь он включает в себя и специалистов по digital-communications. Это решение стало логичным ответом на запрос рынка: сегодня digital-communications входят в стандартный PR-инструментарий почти каждого профессионального агентства маркетинговых коммуникаций. В ходе опроса о наличии такой услуги сообщили 88% его участников. Ставки младших и старших менеджеров, ведущих digital-проекты, примерно соответствуют ставкам других PR-специалистов аналогичного уровня.

В настоящее время подобную схему используют в 73% агентств, входящих в ассоциацию, а также в подавляющем большинстве международных и сетевых агентств. Стоит оговориться, что в ряде компаний система почасовых ставок применяется только для внутренних расчетов, а также ее использование может зависеть от конкретного проекта.  Такие схемы вполне логичны для рынка: с их помощью можно осуществить плавный, поэтапный переход к международным стандартам ценообразования, тем более, что в связи со вступлением России в ВТО для российских компаний стало особенно важным соответствие мировым стандартам.

В сентябре 2012 года в рамках The Baltic PR Weekend состоялся круглый стол, где были представлены обновленные рекомендованные ставки. В ходе бурной дискуссии участники сошлись на том, что повсеместное внедрение такой системы оправдано и необходимо.   Ее преимущество заключается в том, что компании-заказчики, зная, из чего складывается стоимость услуг, смогут оптимизировать свои расходы на продвижение и оценить реальную стоимость любого проекта.