Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
1 ноября 2012

Рынок безалкогольных напитков: тенденции и перспективы

Сегмент безалкогольных напитков составляет третью часть общемирового рынка напитков. Еще одну треть составляют горячие напитки, а оставшуюся часть составляют поровну молочные и алкогольные напитки.

Крупнейшим потребителем безалкогольных напитков в мире, потребляющим четверть произведенных напитков, является Азиатский регион.По 20% произведенных безалкогольных напитков потребляется в странах Северной Америки и Восточной Европы. В свою очередь 10% от всех произведенных безалкогольных напитков в мире потребляется в странах Ближнего Востока.

Российский рынок безалкогольных напитков считается одним из самых динамичных и крупных в мире, и по оценке экспертов Euromonitor International занимает 10 место.При этом уровень потребления воды остается невысоким, в сравнении с развитыми странами, особенно это касается сегмента бутилированной воды, где объемы потребления в среднем в два раза ниже, чем в Европе. Кроме того, наметившаяся тенденция к здоровому образу жизни, может повлиять на повышение спроса на воду и снижение потребления газированных напитков.

По данным Росстата, по состоянию на начало 2012 года в отрасли действует в общей сложности 49 и 39 крупных и средних предприятий по производству воды и б/а напитков, на долю которых приходится порядка 65% и 86% от общего объема производства соответственно. Крупнейшими игроками российского рынка являются: «Пепсикохолдингс»,«Кока-кола ЭйчБиСи Евразия»,«Дека»,«Очаково»,«RedBull»,«Карачинский источник»,«ОСТ-Аква» (ООО «Аквалайф»).

На основе экспертных данных аналитики «Евроресерч и Консалтинг»  пришли к выводу, что в период до 2015 года российский рынок безалкогольных напитков будет развиваться под влиянием двух основных трендов в потребительском секторе:

Поиск аутентичности (или возврат к традициям) - сильное чувство национальной гордости и неприятие нового и неизвестного обеспечит рост традиционных сегментов прохладительных напитков: кваса, морса, «советского» лимонада.

Поиск новых впечатлений (прямо противоположный тренд), наблюдаемый среди молодых людей в крупных городах вызывает рост категорий воды с вкусовыми добавками и соков (в стоимостном выражении).

С учетом сравнительно (с развитыми странами) низкого уровня потребления продукции в расчете на душу населения, рынок нельзя назвать насыщенным, и дальнейшее развитие возможно по экстенсивному плану.

По оценкам экспертов, прогнозируемая динамика развития категории кваса в период с 2012 по 2015 годы составляет 11-12% в натуральном и 17-19% в стоимостном выражении ежегодно. Таким образом, в 2015 году объем рынка кваса составит порядка 26 млрд литров (780 млн рублей).Для категории газированных напитков рост прогнозируется на уровне 10-11% и 12-14% в натуральном и стоимостном выражении соответственно (или порядка 116 млрд. литров на 3,5 млрд рублей в 2015 году).В свою очередь рынок бутилированной воды до 2016 года будет прирастать на 6-8% в натуральном выражении ежегодно. 

В период 2012-2015 гг. рост уровня потребительских цен на прохладительные напитки оценивается в 3-4% в год, и в целом соответствует темпам инфляции и динамике роста средних потребительских цен на продукты питания.

Что касается дистрибуции, то на рынке газированных безалкогольных напитков по-прежнемунаблюдается очень низкая доля канала on-trade (то есть продажи продукции через предприятияHoReCa). По оценке экспертов «Евроресерч и Консалтинг», на данный сегмент приходится не более 11% от общего объема продаж.