Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
8 ноября 2012

Рост объемов реализации пива в секторе HoReCa

Считается, что пиво по популярности в мире среди напитков уступает лишь чаю и воде. У многих народов оно занимает особое место в рационе. Потребление пенного напитка в России растет вместе с ростом благосостояния населения. Так, в 2007 году среднедушевой уровень розничных продаж этого напитка составлял 81 литр в год. Однако уже в 2010 году россияне стали покупать на десять литров меньше пива в год. Это было связано с резким увеличением акциза на пиво и последующим ростом цен на него. Через год продажи на душу населения увеличились до 75 литров на человека.

Для сравнения, потребление пива во многих европейских странах составляет около 80-90 литров, а в Чехии превышает 150 литров в год на человека. Хоть спрос на пиво в России значительно меньше, чем в некоторых странах Европы, по потреблению крепких алкогольных напитков наша страна находится в числе лидеров. Т.к. эти два сегмента алкогольной продукции относятся к взаимозаменяемым товарам, ожидать достижения европейских показателей по пиву при сохранении текущего уровня потребления крепкого алкоголя, было бы ошибкой. Впрочем, причиной для оптимизма для игроков отрасли может служить ужесточение ограничений на производство водки. Акциз на водку вырастет 1 января 2013 года на треть и составит 400 рублей за литр чистого спирта.

В целом, в связи с тем, что государство продолжает активную борьбу с чрезмерным потреблением пива, естественно ожидать снижения объемов рынка. С 1 января 2013 года пиво будет приравнено к алкоголю, и на его продажу будут действовать такие же ограничения, которые действуют на продажу крепкого алкоголя. Отрицательное влияние на розничную торговлю окажет запрет на реализацию пива в нестационарных торговых точках, т.е. ларьках. Пиво уже нельзя будет купить у индивидуальных предпринимателей, а в ночное время порцию пенного напитка можно будет приобрести только в специализированных заведениях, типа баров или ресторанов.


Аналитики прогнозируют, что падение продаж будет наиболее сильным в 2013 году. Но после того как участники рынка научатся играть по новым правилам, уровень потребления и объем рынка снова начнут расти. Ожидается рост объемов реализации пива в секторе HoReCa и постепенный отказ населения от привычки пить пиво на улицах и в парках.

Еще одним фактором, несущим потенциальный риск для отечественных производителей, является вступление во Всемирную торговую организацию. Аналитики  не прогнозируют глобальных изменений на рынке пива. Пивная отрасль сильно концентрирована, практически весь ассортимент выпускаются несколькими крупными компаниями с прочными позициями. На долю импорта приходится меньше 5% рынка. При вступлении в ВТО в долгосрочном плане доля импорта увеличится, но большая часть продукции также будет выпускаться внутри страны. Следует ожидать улучшения потребительских качеств пива на рынке как за счет роста более качественной импортной продукции, так и за счет совершенствования технологий производства пива внутри страны.

Сегодня уже существует тенденция роста производства нишевых сегментов пива, таких как темное и специальное пиво, набирает популярность так называемое «живое пиво». Таким образом, можно говорить о расширении ассортимента на рынке и нарастающей диверсификации, что неизменно приведет к улучшению вкусовых и других потребительских свойств продукции в целом.


Более подробную информацию можно узнать из работы «Российский рынок пива - 2012» компании Intesco Research Group.