Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
16 ноября 2012

Всем и каждому – по продукту банковскому

Банковские карты так быстро и так прочно вошли в жизнь россиян, что сейчас оплачивать, например гос.услуги, наличными обходится дороже, чем через банковскую карту. В первом случае за операцию взимается комиссия, во втором - нет. Таким образом, населению пытаются привить практику безналичного расчета. В исследовании компании Intesco Research Group «Рынок банковских карт. Текущая ситуация и прогноз», отмечается, что этот процесс уже демонстрирует положительные результаты. В середине 2012 года больше половины россиян являлись держателями банковских карт, больше 40% владели 2-3 картами, более пяти карт имели около 2% населения.

Помимо активного распространения карт, с не меньшей активностью идет процесс развития сети банкоматов, на сегодняшний день их функционирует порядка 189 тыс., из которых 114 тыс.- это банкоматы с функцией выдачи денег, и более 106 тыс.- с функцией приема денег. По отношению к 2010 году к 2012 году их число возросло почти вдвое.

Пластиковые карты доступны сейчас практически любым категориям граждан: от пенсионеров до представителей бизнес-элиты. Для последней прослойки граждан зачастую, очень важно, чтобы об их высоком финансовом статусе знали все вокруг, что за них может сделать статусная банковская карта, а для части из них - наличие премиальной карты может быть связано просто с желанием спокойно без лишних забот и проблем тратить свои сбережения. В России таких состоятельных людей не так уж мало, однако оценить точную долю премиального сегмента банковских карт не представляется возможным. По оценкам экспертов рынка, для здорового карточного портфеля доля премиальных, элитных карт должна составлять около 20-25% от общего числа продуктов. В России на сегодняшний день данный показатель значительно ниже, однако с ростом благосостояния граждан заметна положительная динамика. По некоторым оценкам, доля премиальных и эксклюзивных карт колеблется в пределах 2-3% от общего рынка банковских карт. Общий их объем в России международные платежные системы не раскрывают.
К сегменту премиальных и эксклюзивных карт традиционно относят:

  • American Express Gold, Platinum;
  • Master Card Gold, Platinum;
  • Visa Gold, Platinum.

Самыми массовым продуктом карточного премиум-сегмента являются золотые карты. Выпускают их более 200 российских банков, и приобрести такую карту может практически любой желающий, обладая необходимыми финансовыми средствами.

Более широкий спектр услуг предусмотрен для держателей карт категорий Platinum. Однако, обслуживание карт Platinum банковским клиентам уже обходится в 2-3 раза дороже, чем золотых.

Карты высшего уровня - American Express Centurion, Diners Club Carte Blanche, Visa Infinite и MasterCard World Signia - появились в мире в конце 1990-х годов. Привилегированных «золотых» и «платиновых» карт к тому времени было выпущено достаточно много, что они давно перестали быть эксклюзивом.

Самое главное достоинство этих карт, помимо престижа, интересных дисконтных программ, большого кредитного лимита, страховки и других привилегий - это консьерж-сервис. За каждым владельцем элитной карты закрепляется персональный менеджер, который решает буквально все проблемы клиента, начиная от выбора химчистки до покупки билета на самолет. Однако, такие карты выпускают лишь избранные банки, а держателями карт становятся только по письменному приглашению.

На сегодняшний день, крупнейшим банком, по картам, находящимся в обращении у населения является Сбербанк. На 1 января 2012 года число эмитированных банком карт достигло 68,6 млн ед. По отношению к предыдущему году было выпущено на треть больше. Карт Альфа Банка было в обращении 10 млн ед., что на 41,6% больше, чем в 2011 году. Не на много отстает ВТБ24 с 9,1 млн ед. карт. Однако, рост по сравнению с прошедшим годом, заметно ниже, чем у двух первых банков - 26,7%.

По количеству банкоматов, лидером также является Сбербанк, на второй позиции находится ВТБ 24. Нужно сказать, что по отношению к 2011 году некоторые банки сократили количество собственных банкоматов, среди них МДМ Банк, Совкомбанк, Юниаструм Банк.

В последние годы банк стали активнее выдавать кредитные карты, что безусловно послужит новым толчком к развитию карточного рынка в России, ведь это направление относится к одному из бурно развивающихся в банковской сфере.