Ситуацию на российском рынке фасованных сыров с точки зрения конкуренции можно обозначить как высоко конкурентную, так как существует много компаний на рынке.
Так, крупнейшие компании, основными кодами ОКВЭД которых является производство сыра, это: ОАО Молочный комбинат Воронежский, ООО Хохланд Руссланд, ООО Молочный продукт, ТВ Сыр Стародубский, ОАО Московский завод плавленых сыров КАРАТ, ЗАО Янтарь, ЗАО Сыродел и ОАО Рязанский завод плавленых сыров.
Следует отметить, что многие из приведенных предприятий имеют богатую историю как предприятия, выпускающие фасованный сыр, что является одним из главных конкурентных преимуществ.
Основными показателями конкурентоспособности предприятий по производству сыра и прочих молочных продуктов являются производственные мощности, обеспечивающие необходимый объем выпуска, а также наличие устойчивых партнерских связей с поставщиками сырья для производства данной продукции.
Ассортимент продукции предприятия также считается его конкурентным преимуществом.
По показателям платежеспособности компаний, рассчитанных специалистами ИА Крединформ в аналитическом обзоре «Рынок фасованного сыра в России», ЗАО Янтарь, ЗАО Кировский молочный комбинат и ОАО Молочный комбинат Воронежский имеют наивысший индекс платежеспособности, что говорит о высокой возможности компаний выплачивать по долговым обязательствам.
При этом в целом у компаний по имеющимся данным отмечается позитивный прогноз развития рейтинга, что свидетельствует о вероятности улучшения микроэкономической ситуации на предприятиях в ближайшей перспективе.
Крупнейшие предприятия, основной деятельностью которых является оптовая торговля сырами, это: ОАО Вимм-Билль-Данн, ООО Интеркрос Опт, ООО Милк Стаф, ЗАО Лакталис Восток и ООО Компания Фудлэнд в Центральном Федеральном округе и ОАО Трест Южный сахар в Южном ФО. В Северо-Западном ФО лидером является ООО Валио, входящее в одноименную группу; ООО Арго и ООО Мега Фуд.
Анализ их финансовых показателей по федеральным округам дал следующие результаты: по показателю маржи прибыли ЗАО Лакталис Восток занимает одно из первых мест в России, что свидетельствует о прибыльности предприятия. Это самый высокий показатель прибыли из предприятий Центрального Федерального округа. При этом рентабельность акционерного капитала у общества выше, чем рентабельность активов, что свидетельствует об относительно положительном показателе прибыльности общества.
Помимо оптовых и розничных дистрибьюторов, а также непосредственно производителей сыра, существует узкий круг компаний, занимающихся непосредственно дистрибуцией фасованного сыра. По оценкам экспертов, наиболее крупные такие компании - 3.
Крупнейшие предприятия, основной деятельностью которых является фасовка и продажа фасованных сыров, это ООО Пир Пак, ООО Невские сыры и ООО Арла Фудс Артис.
По оценке экспертов, среди перечисленных российских дистрибьюторов фасованного сыра самое выгодное положение по индексу платежеспособности наблюдается у ООО Пир Пак. Индекс платежеспособности рассчитывается на основе балансовых и других показателей компаний, предоставляемых ими в официальные источники, например в Федеральную службу государственной статистики. ООО Пир Пак имеет высокий индекс платежеспособности и при этом дальнейший стабильный прогноз развития.
Количество компаний-производителей сыра и фасованного сыра в России говорит о низкой концентрации рынка сыров в целом.
По оценкам специалистов, ведущими импортерами фасованных сыров по итогам первого полугодия 2012 года выступают "Валио" (ООО), "Милк Стаф" (ООО), "Солис" (ООО), "Тандер" (ЗАО) и "ЛАНОР" (ООО).
Их доли в общем объеме импортных поставок в Россию по стоимостному выражению за первое полугодие 2012 года: 12%, 8%, 7%, 4,5% и 4% соответственно. В сумме это дает 35,5%, что говорит о достаточно большом количестве компаний-импортеров фасованных сыров.
Ведущими экспортерами фасованных сыров по итогам первого полугодия 2012 года выступают "Хохланд Руссланд" (ООО), "Лакталис Восток" (ЗАО), "Лухские сыры" (ООО), "Вимм-Билль-Данн" (ОАО) и "Валио" (ООО).
Их доли в общем объеме экспортных поставок из России по стоимостному выражению за первое полугодие 2012 года: 51%, 23%, 5%, 4% и 3,6%. В сумме это составляет более 86%, что свидетельствует о концентрации больших объемов экспортных поставок у небольшого числа компаний.