Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
28 ноября 2012

Автомобильный рынок: Китай притормозил

Первая автомобильная фирма в Китае была создана в 1953 году. Техническую поддержку при реализации проекта оказывали специалисты из Советского Союза. Через три года с конвейера нового производства сошел первый грузовой автомобиль, еще через два года был сделан первый легковой автомобиль. В том же году был выпущен лимузин для высшего партийного руководства. За более чем полвека Китай смог достичь лидерства в производстве легковых автомобилей и стать одним из наиболее динамично развивающихся рынков.

В 2009 г., когда основные производители легковых автомобилей существенно снизили производство, Китай увеличил объем выпуска в полтора раза. В это же время Япония сократила выпуск на 30%, Германия на 10%, а США на 42%.

В 2010 г. производство легковых автомобилей в Китае продолжило расти, увеличившись на треть, таким образом, с 2007 г. объем китайского производства вырос в 2,6 раза. Однако в 2011 г. темпы прироста снизились. В 2010 г. в Китае производилось примерно по одному легковому автомобилю на 100 человек населения, тогда как в Японии и Германии около одного на 15 человек, а в США - один более чем на сто человек.

В последние пять лет доля Китая в мировом производстве стабильно росла. К 2010 г. Поднебесная обеспечивала около четверти суммарного выпуска, в стране функционировало более ста автомобильных заводов. Вместе с этим сокращалась доля Японии, до 2008 г. бывшей мировым лидером, и США, выпустивших в 2010 г. всего около 5% от общемирового объема. В то же время о себе заявили такие страны, как Бразилия и Индия, которые смогли сохранить уверенные темпы роста даже в сложный 2009 год. Интерес также представляло производство в Иране и Чехии, где выпуск в последние пять лет непрерывно рос, что позволило Ирану подняться с 15 места в 2006 г. до 11 места в 2010 г.

Большинство автомобилей, выпускаемых в Китае, производятся по лицензии мировых брендов. Значительную долю занимают совместные предприятия, однако местные компании динамично развиваются при поддержке государства. Как и на многих других производствах, китайские производители легковых автомобилей отличаются быстро обновляемым модельным рядом, следующим за мировыми трендами. Однако широко распространенный стереотип о низком качестве китайских товаров в области автомобилестроения нередко соответствует действительности - китайские легковые автомобили уступают японским и корейским, хотя при этом и стоят меньше. В тоже время, ведущие производители Китая стремятся разрабатывать оригинальные модели и повышать качество продукции. Работа происходит в сотрудничестве со специалистами из стран традиционно обеспечивавших высокое качество и надежность - Японии, Великобритании.

Автопарк Китая в 2011 г. превысил 100 млн транспортных средств. Правительство поощряет производство малолитражных автомобилей, поэтому на внутреннем рынке они преобладают. Учитывая косвенное ограничение импорта и высокие цены, доля импортных автомобилей в Китае невысока.

Продажи легковых автомобилей в Китае стремительно росли вместе с производством до 2011 г. Этому способствовали налоговые льготы и государственные субсидии, а также широкий ассортимент на рынке, который включал разнообразные модели во всех ценовых категориях. С прекращением действия государственных программ стимулирования рост продаж значительно замедлился (в 2011 г. прирост составил около 5%).

Китай строит довольно оптимистичные планы на зарубежные рынки, хотя сейчас экспорт составляет не более 5% от выпуска. Преимущественно экспортируются модели бизнес-класса, они выгодно отличаются ценой при современном виде и наполнении автомобиля, однако часто вызывают у европейского покупателя сомнения в качестве.

Пока основными покупателями китайских автомобилей являются страны Африки, Ближнего Востока и Азии.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Российский и мировой рынок легкового транспорта. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.