Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
10 декабря 2012

Сегодня частным управляющим компаниям интересны дома не старше 15 лет

Сегодня, у бизнеса появилась возможность отвоевывать долю ДЕЗов на рынке ЖКУ. Здесь есть за что побороться. По данным МА «Навигатор», представленным в проекте "Бизнес-план управляющей компании в ЖКХ", объем рынка услуг по управлению жильем, лишь в одной в Москве составляет около $1,2 млрд в год. При этом на долю элитных домов приходится всего $11,5 млн в год при средней цене $2,25 за эксплуатацию одного "квадрата" в месяц. Эти деньги уже сегодня полностью достаются частным компаниям, поскольку застройщики не рискуют отдавать дорогое жилье в руки ДЕЗов.

Частные УК сразу оговариваются, что им интересны дома не старше 15 лет, где пока не требуется капитального ремонта, а значит, и больших затрат на содержание. Даже при такой избирательности частным УК есть где развернуться: только в Москве около 60 млн кв. м новостроек.

Пока единственный источник доходов УК - взносы жильцов. Во всем мире УК зарабатывают за счет размещения рекламы на фасадах домов и сдачи в аренду нежилых помещений в домах. Если первый вариант в России еще возможен, то второй почти исключен. Обычно нежилые помещения находятся либо в собственности города, либо в собственности застройщика. Поэтому УК намерены брать в управление не отдельные дома, а целые кварталы, зарабатывая на масштабе.

Самое сложное в бизнесе УК и ТСЖ - это общественная составляющая. Она является спецификой рынка ЖКХ. Жильцов трудно собрать вместе. Среди них нет единства. У них разная материальная база, разные жизненные приоритеты, поэтому они по-разному смотрят на то, куда и в каких количествах пойдут средства, вносимые ими в общий котел. Особенно это касается случаев, когда часть квартир в доме является муниципальными или неприватизированными. Обычно в доме 7-8% жильцов составляют неплательщики. УК или ТСЖ, конечно, могут подать на них в суд. Однако, по российским законам выселить собственника-неплательщика из приватизированной квартиры нельзя, эта мера актуальна только для муниципальных квартир. Пока единственная действенная мера борьбы с неплательщиками - отключение их квартир от воды и электричества (правда, она противозаконна).

Чем же интересен  сектор коммунальных услуг бизнесу? Ответ - входом на наиболее перспективные рынки коммунальных услуг. В коммунальном комплексе интересы бизнеса могут быть связаны только с выгодами долгосрочного периода. И предпосылки для таких надежд действительно существуют. Ряд предпосылок имеют общий характер, связаны с имманентными особенностями самой отрасли. Во-первых, главная привлекательность отрасли - естественная монополия на рынках коммунальных услуг, например услуг водоснабжения. Отсутствие конкуренции, а также новых технологий, которые могли бы привести к автономному производству водоканализационных услуг, гарантирует самые благоприятные условия для получения устойчивого дохода.

Во-вторых, преимуществом рынков коммунальных услуг является стабильность во времени: отрасль будет существовать вечно, объем спроса вполне предсказуем, услуги независимы от моды и не имеют заменителей.

В-третьих, спрос на услуги низкоэластичен. Если повышение тарифов и приводит к сокращению объема потребления, то, как правило, не за счет реального уменьшения потребления услуг, а за счет более рационального отношения к услугам - ликвидации внутридомовых и внутриквартирных потерь.

Наконец, тарифное регулирование отрасли в той или иной форме может приводить к созданию сверхприбыли для фирм, возникающей в случае установления завышенной регулируемой цены на коммунальные услуги.

Эти ситуации вполне соответствуют интересам среднего и малого бизнеса, активное становление которых сегодня наблюдается в российском ЖКХ. Для выражения и отстаивания своих интересов среднему и малому бизнесу в ЖКХ необходима переговорная площадка, создание которой и предусматривается этими вариантами формирования муниципальной политики.

Однако интересы крупного бизнеса не столь однозначны. Предприятиям-монополистам гораздо проще найти общий язык с властью, чем обеспечивать собственную прозрачность по требованию представителей общественности.