Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
19 декабря 2012

На что тратят деньги россияне?

В 2008-2011 гг. ежегодный рост номинальной заработной платы составлял около 10%. Увеличение происходило равномерно по регионам и доходным группам. Рост за 2012 г. также оценивается на уровне 10-12%. Реальная заработная плата в этот же период увеличивалась меньшими темпами: максимальное увеличение на 5,2% наблюдалось в 2010 г., которое во многом объяснялось эффектом низкой базы. В 2011 г. рост составил 2,1%. В ближайшее время эксперты предполагают такое же невысокое ежегодное увеличение реальной заработной платы в пределах 2-3%.

Три четверти доходов в 2011 году были потрачены на покупку товаров и оплату услуг. Еще 10% пошло на оплату обязательных платежей и взносов, почти столько же на сбережения, оставшееся было потрачено на приобретение валюты.

Кризис заметно повлиял на изменение структуры использования доходов: в 2008 г. увеличилась до 8% доля доходов, потраченная на покупку валюты, впоследствии она уменьшилась до 4-5%, в том же году доля сбережений упала до 5%. Опасаясь ухудшения экономической ситуации, россияне увеличили сбережения в 2009-2010 гг. до 15% за счет снижения потребления. Недоверие к иностранной валюте сказалось на доле доходов, потраченной на ее покупку.

В 2011 г. потребление снова увеличилось, превысив уровень 2008 г. Сбережения снизились до 9%, при этом по-прежнему оставаясь на уровне, превышающем докризисный, а среднедушевые потребительские расходы выросли на 11%.

Третью часть потребительских расходов домохозяйств в 2011 г. составляли продукты питания и безалкогольные напитки. Следующая по размерам затрат статья - транспорт, на долю которого приходилось 15% от общих расходов. Примерно по 10% домохозяйства тратили на жилищные услуги и одежду и обувь. Наименьшую долю в структуре расходов составляли образование (1,3%) и алкогольные напитки и табачные средства (2,4%), а также здравоохранение (3,3%).

Структура потребительских расходов в 2008-2010 гг. практически не менялась: доля расходов на продукты питания была около трети от общих расходов, транспорт занимал вторую позицию, расходы на него уменьшились в 2010 г., но в 2011 г. почти восстановились. На 1 п.п. возросли в 2009 г. траты на жилищно-коммунальные услуги. С 2008 г. уменьшились расходы на отдых и бытовую технику.

Среди покупаемых продуктов питания в 2010 г. треть расходов приходилась на мясо, еще по 15% на хлебобулочные изделия и крупы и молочную продукцию и яйца. Овощи и фрукты в сумме занимали около 15% в структуре расходов. На рыбу и морепродукты было потрачено около 6% от совокупных расходов на питание.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Российский и мировой рынок ритейла. Крупнейшие торговые сети» компании Intesco Research Group.