Сегодня пластиковые карты - один из динамично развивающихся банковских услуг. Некоторое время назад для большинства россиян пластиковые карты служили средством снятия наличных денег. Однако сейчас все больше активного населения использует карты как платежный инструмент, используя их при расчетах за товары и услуги.
Эксперты рынка отмечают, что спецификой рынка является переориентация банков на частных лиц, то есть активная реклама использования расчетных карт, разработка бонусных платежных карт, которые привлекают физических лиц. К слову, ранее ставка делалась на зарплатные проекты, что привело к крайне малой доли карт расчетного назначения (менее 10%).
Количество пластиковых карт, выпускаемых российскими банками из года в год растет. По оценкам экспертов, по состоянию на 2012 год в России в обращении было около 127 млн карт, что на 25% больше, чем в предыдущем году. При этом наибольшей популярностью у населения России пользуются карты таких платежных систем, как Visa и MasterCard.
По количеству пластиковых карт в обороте лидируют такие банки, как Сбербанк, ВТБ 24, Альфа-Банк, Росбанк и УРАЛСИБ. При этом у большинства российских банков доля карт платежной системы Visa больше, чем карт системы MasterCard. Однако у крупнейшего российского банка - Сбербанка - преобладает эмиссия карт платежной системы MasterCard (63%). Причем Сбербанк выпустил до 83% всех карт данной платежной системы, находящихся в обороте.
Другим относительно крупным банком, который выпускает карты европейской платежной системы является Альфа-Банк, обеспечивающий 3% выпуска карт системы MasterCard.
Что касается карт Visa, то выпуск почти половины всех карт, находящихся в обороте, принадлежит Сбербанку, треть эмиссии принадлежит банкам ВТБ-24 и Альфа-Банку в совокупности.
Таким образом, российский рынок пластиковых карт, эмитированных отечественными банками, поделен между двумя описанными выше платежными системами Visa и MasterCard, причем с 8%-ным перевесом первой.
В дальнейшем, эксперты рынка не прогнозируют существенных изменений в структуре отечественного рынка пластиковых карт. Возможно лишь расширение ассортимента по видам карт (например, выпуск студенческих/пенсионных карт, либо сочетающих в себе накопительную и расчетную функции), а также увеличение партнерских программ банков, которые позволят их клиентам получать скидки при расчетах пластиковой картой за товары и услуги партнеров.
Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок банковских карт. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.