До 1990 года объем грузоперевозок морским транспортом оставался сравнительно неизменным (порядка 508 млрд тонно-километров), однако распад СССР привел как к сокращению количества портов, так и к падению объема грузоперевозок в четыре раза - до 122 млрд т-км в 2000 году. В настоящее время Российской Федерации не хватает морских портов. Действующие мощности портов не справляются с постоянно растущим потоком грузов. Неиспользуемый потенциал роста объема грузоперевозок вынужденно замещается большой долей потока грузов, проходящих через терминалы постсоветских государств Прибалтики и Украины.
Исследование компании «Intesco Research Group» «Российский и мировой рынок транспортно-логистических услуг. Текущая ситуация и прогноз» показало, что в период с 2006 по 2010 годы объем грузоперевозок морским транспортом увеличился в полтора раза. Однако в 2011 году он сократился на 10%. Одной из причин является снижение глобального спроса и сокращение международных перевозок.
В течение 2007-2010 годов наблюдался довольно быстрый рост объема грузооборота морского транспорта, в результате которого он вырос почти на две трети, но уже в 2011 году он сократился на 23% до 77,5 млрд т-км. Импортозамещение использования портовой инфраструктуры будет способствовать увеличению объема грузооборота российского морского транспорта, поступлению дополнительных средств в отечественный бюджет, а так же созданию новых рабочих мест для российских граждан.