Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
7 февраля 2013

Российский рынок мобильной коммерции

Сегодня мобильные телефоны - самое массовое электронное устройство на планете, проникновение которого в мире по некоторым данным составляет около 80%. При этом существует неравномерность проникновения мобильных телефонов по странам. В определенных странах оно достигает 100% и более (США - 96%, Великобритания - 123%, Германия - 130%, Россия - 147%), другие страны показывают существенно меньшее использование мобильных телефонов (Индия - 65%, Китай - 64%, Пакистан - 60%). Стоит отметить, что в данном случае экономический рост и развитие стран не всегда влияют на уровень проникновения сотовой связи.

Согласно определению Lehman Brothers, мобильная коммерция - это использование мобильных портативных устройств для общения, развлечения, получения и передачи информации, совершения транзакций через общественные и частные сети.

По данным исследования «Обзор рынка мобильной коммерции. Сентябрь, 2012» AnalyticResearchGroup, в России мобильная коммерция началась с sms-платежей. По закону сумма одной транзакции не могла превышать 1 000 руб. Операторы стремились получить больше свободы в использовании средств на счетах абонентов, но банки видели в этом потенциальную угрозу для собственной безопасности, ведь их могли обвинить в потворстве отмыванию денег.

По словам аналитиков, «большая тройка» - Мегафон, МТС и ВымпелКом - приняли решение о совместных планах развития рынка мобильной коммерции в России, направленных на расширение доступа абонентов каждого из операторов к платежным сервисам друг друга и увеличение спектра оплачиваемых услуг.

Для наиболее востребованных платежей - оплаты услуг мобильной и фиксированной связи, доступа в Интернет, кабельного ТВ, услуг ЖКЖ, счетов за электроэнергию, покупки авиа- и ж/д билетов и покупок в Интернет-магазинах, денежных переводов - необходимо иметь при себе только мобильный телефон и необходимую сумму на абонентском счету.

По данным ЦБ РФ наибольшее число платежей физических лиц с использованием мобильного телефона было зафиксировано во втором квартале 2011 года и составило 5 млн ед. На протяжении исследуемого периода с 2008 по 1q2012 можно отметить, что объем платежей в 2012 году является одним из наименьших (1,5 млн ед.). Ниже данного значения были только показатели первого полугодия 2008 года.

Максимальное значение объема платежей посредством мобильного телефона можно отметить в четвертом квартале 2009 года. Тогда оно составило
11,6 млрд руб. В остальные периоды (c 2008 по 1q2012 года) оно не поднималось выше 4,2 млн руб. (3q2009 года). Минимальное значение было зафиксировано в первом квартале 2012 года, оно было равно 0,8 млрд руб.