Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
19 февраля 2013

Как изменились потребительские расходы россиян

В первом полугодии 2012 г. расходы на конечное потребление на человека в месяц в среднем превысили 12 тыс. рублей. По отношению к аналогичному периоду 2011 г. расходы выросли на 9,5%, а показатель второго квартала 2012 г. по сравнению с первым увеличился на 7%.

Почти третью часть (30,4%) потребительских расходов домохозяйств в первом полугодии 2012 г. составляли продукты питания и безалкогольные напитки. По отношению к 1 полугодию 2010 г. доля сократилась на 2,9 п.п.

Во втором квартале по сравнению с первым доля этой категории выросла на 1,2 п.п. (29,8 и 31% соответственно). В 2010 г. ситуация была обратной - во втором квартале доля расходов на домашнее питание сократилась на 2,8 п.п.

Следующая по размерам затрат статья - транспорт, на долю которого приходилось 16,6% от общих расходов. По сравнению с аналогичным периодом 2010 г. затраты на транспорт выросли на 3,9 п.п. - самое существенное изменение доли среди всех статей расходов. Причем выросли как затраты на покупку транспортных средств, так и расходы на их эксплуатацию. А во втором квартале 2012 г. по отношению к первому расходы на транспорт увеличились на 1,8 п.п. - это максимальный прирост по всем категориям (на втором месте продукты питания).

На жилищные услуги домохозяйства тратили 11,2%, еще 8,9% - на одежду и обувь. За два года доли этих категорий уменьшились на 0,6 и 0,9 п.п. соответственно. Между первым и вторым кварталами 2012 г. разница была заметнее: -1,2 п.п. и -1,1 п.п. В 2010 г. во втором квартале расходы на эти категории товаров также сокращались
Наименьшую долю в структуре расходов составляли образование (1,3%) - столько же (в относительном выражении) тратили на него в 2010 г. Однако и в 2010 и в 2012 гг. отмечается значительное отличие по кварталам: в 1 квартале доля оставляет 1,5%, а во втором - 1%.

Небольшие расходы приходились также на алкогольные напитки и табачные изделия (2,5%), а также здравоохранение (3,0%). Для первой категории за два года произошел рост (+0,1 п.п.), а для второй - снижение доли (-0,2 п.п.). Во втором квартале по сравнению с первым доля расходов на эти виды товаров и услуг сокращалась как в 2012, так и в 2010 гг.

По отдельным видам товаров и услуг заметные изменения отмечались для овощей (-0,5 п.п.), электроэнергия, газ и другие виды топлива (-0,5 п.п.), предметы домашнего обихода (+0,4 п.п.), аудио-, видеооборудование и оборудование для обработки данных (-0,4 п.п.), самый значительный был зафиксирован для услуг организации отдыха и туризма (+1,1 п.п.).

Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок розничной торговли. Торговые сети FMCG - 2013» компании Intesco Research Group.