Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
7 марта 2013

Закопали трубы в ВТО!

Отечественное производство труб в последние годы демонстрировало положительную динамику. Помимо количественных показателей, сталелитейная отрасль расширилась в виде открытия новых производственных площадок, а также не прошла мимо и модернизация предприятий по выпуску стали и труб. Кроме того, на территории России действует «Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года», в соответствие с которой главной целью развития металлургической промышленности до 2020 года является «обеспечение растущего спроса на металлопродукцию на внутренний рынок и мировой рынок на основе ускоренного инновационного обновления отрасли...».

Однако эксперты рынка считают, что главными предпосылками роста объемов производства труб стало ограничение импорта в 2009-2012 гг. путем введения в 2009 году специальной ввозной пошлины на импорт труб из нержавеющей стали сроком на три года в размере 28,1%. В декабре 2010 году размер пошлины был снижен до 9,9%, но при этом ограничивался ее минимальный размер 1500 долл./т, что фактически означало повышение таможенных платежей на импорт электросварных труб. Однако действие этой специальной пошлины завершилось еще в октябре 2012 года, а других предложений по защите отечественного рынка стальных труб от иностранной продукции, которая может хлынуть к нам, учитывая вступление в ВТО, пока не поступало.

В настоящее время российский рынок труб поделен в основном между тремя игрокам: группой ЧТПЗ, ОАО «ТМК» и ЗАО «ОМК». Это основные компании, которые удовлетворяют запросы отечественных потребителей. По данным экспертов рынка, до вступления в ВТО иностранными производителями поставлялась в Россию в основном высокотехнологичная труба, которая не производится в России (либо если цена на отечественное изделие выше, чем на привозное). Однако теперь, при условии участия России в ВТО и снижении в связи с этим таможенных ставок до 5%-10%, логично ожидать увеличение доли импорта на российском рынке стальных труб. Этот факт поставит под удар успех отечественных компаний, для которых внутренний рынок является источником сбыта производимой продукции, на котором формируется до 85% выручки. При этом прежде всего ожидается усиление конкуренции со стороны украинской продукции, доступ которой до вступление в ВТО ограничивался квотами.
Помимо возникновения конкуренции с иностранными производителями отечественным промышленникам придется столкнуться с увеличением тарифов на железнодорожные перевозки уже с июля текущего года, которые будут взиматься в соответствии с правилами ВТО. Вдобавок к этому к 2014 году должен быть осуществлен переход к так называемым рыночным принципам ценообразования на газ. Эти меры в совокупности приведут к росту издержек и соответственно к росту себестоимости металлопродукции в целом и труб в частности.

В «Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года» обозначена в виде одной из приоритетных задач «уменьшение зависимости металлургической промышленности России от импорта металлопродукции и сырья». Возможно, это и станет своего рода поводом к ограничению потока иностранной металлопродукции на отечественный рынок в будущем. Однако не стоит забывать, что изменившиеся правила игры вместе с ростом конкуренции на отечественном рынке повлияют на соотношение «цена-качество», что будет являться несомненным плюсом для потребителей рынка стальных труб. Так что одним из действенных механизмов удержания клиентов для российских компаний, как справедливо замечают эксперты, должно стать повышение качества предлагаемой продукции.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Бизнес-план производства труб из нержавеющей стали (с финансовой моделью)» компании Intesco Research Group.