Согласно данным официальной статистики, в последние годы растет благосостояние москвичей. Так, в 2012 году среднедушевой доход превысил 46 тыс. рублей. Вместе с ростом обеспеченности населения, увеличивается доля трат населения на развлечения.
Эксперты предлагают классифицировать рынок развлекательных услуг по следующим группам:
-пассивный отдых (кинотеатры, азартные игры);
-активный отдых (бильярд, боулинг);
-спортивные зоны (картинг, ледовые катки);
-спортивно-оздоровительные зоны (фитнес, бассейн, теннис, гольф).
В наши дни среди жителей крупных городов наблюдается тенденция предпочтения последних трех видов отдыха пассивному отдыху. Бильярд относится к активному виду отдыха и с давних пор пользуется популярностью в России, что ведет к появлению все большего количества бильярдных клубов. Однако рынок постепенно насыщается, что приводит к закрытию наименее успешных заведений. В Москве, по оценкам экспертов рынка, насчитывается порядка 200 бильярдных клубов.
По данным «Бизнес-план бильярдного клуба (с финансовой моделью)» компании Intesco Research Group., рынок бильярдных клубов можно разделить на три сегмента :
1)небольшие помещения (до 20 столов) расположенные на первых этажах зданий
2)бильярдные в составе торговых и развлекательных центров (от 15 до 50 столов)
3)бильярдные в составе отелей и домов отдыха (3-5 столов)
Наиболее распространена классификация по целям посетителей бильярдных клубов, а именно:
-развлекательные,
-спортивные.
В первом случае помимо бильярдных столов должны быть представлены многочисленные альтернативные развлечения, поскольку посетитель такого заведения ¬ это широкие массы, для которых бильярд является одним из видов досуга, одним из способов проведения свободного времени.
Во втором случае посетитель - это профессиональный игрок, либо начинающий игрок, который хочет добиться успеха в профессиональном бильярде. Главное требование, которое он будет предъявлять к клубу - это безупречные условия для игры, характеристики оборудования (качество бильярдных столов, кия). Подобные клубы требуют больших инвестиций, окупить которые на одних лишь турнирах очень непросто. По этой причине в попытке повысить рентабельность владельцы таких заведений зачастую смешивают формат спортивного и развлекательного клуба.
Некоторые эксперты выделяют также элитный сегмент бильярдных, однако он будет носить в себе характер либо развлекательного, либо спортивного учреждения. Отличительной особенностью данных заведений является лишь эксклюзивный формат предоставляемых услуг и их высокая стоимость, а также закрытый для большинства слоев населения характер.
Если говорить о видах игры в бильярд, то русская пирамида пользуется у посетителей клубов наибольшей популярностью. Однако среди любителей бильярда немало и поклонников пула. Поэтому в бильярдном клубе, по мнению экспертов рынка, должны быть столы, предназначенные для игры в пул. В последнее время в отдельных крупных клубах можно увидеть и стол для игры в снукер.
Стоит также иметь в виду, что большинство посетителей отдает предпочтение столам с большим игровым полем (10 - 12 футов для русской пирамиды и 8 - 9 футов для пула). Также нужно учесть, что профессиональные бильярдисты всегда играют только на столах с максимальными размерами игрового поля.
Молодежь чаще предпочитает пул, а люди постарше - русский бильярд. Стоит заметить, что возраст целевой аудитории влияет на соотношение столов в бильярдном клубе.
Обычно в коммерческом клубе столы для русской пирамиды составляют примерно от трети до половины общего количества столов. В спортивном клубе столов может быть поровну или с "перевесом" в пользу "русских". В элитных клубах столов для русской пирамиды, как правило, больше. Это связано с тем, что имиджу "бильярда для серьезных людей" соответствует именно русская пирамида.