Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
14 марта 2013

Российский рынок комбикормов: трансформация потребителей

Российский рынок комбикормов для сельскохозяйственных животных демонстрирует стабильный рост. Так, в 2012 году объем этого рынка вырос более, чем на 6%.  При этом отечественное производство комбикормовой продукции в 2012 году увеличилось на 11%.

В 2012 году более трети российского выпуска комбикормов пришлась на Центральный федеральный округ. И это неудивительно, поскольку здесь расположены основные потребители комбикормов - крупные агрохолдинги полного цикла Белгородской области (например, АПК «Агро-Белогорье», ЗАО «Белая птица», «Авида» и другие).
Порядка 19% всего российского выпуска комбикормов в 2012 году обеспечили предприятия Приволжского ФО.

Эксперты Intesco Research Group считают, что основными потребителями и производителями рынка комбикормов являются животноводческие хозяйства. В России все чаще создаются так называемые агрохолдинги полного цикла, где выпускается все для получения конечного продукта, начиная с комбикормов.

На отечественном рынке комбикормов для сельскохозяйственных животных уже присутствует достаточно высокий градус конкуренции, чему виной возникновение новых производственных площадок по выпуску комбикормов. При этом часто происходит слияние предприятий с целью увеличения конкурентноспособности. Последним примером стало завершившееся в июле 2012 года слияние ОАО «ФосАгро», ОАО «Апатит», ООО «ПК «Агро-Череповец» и «Балаковские минеральные удобрения», а их акционеры стали акционерами «ФосАгро-Череповец».

Параллельно процессу выпуска комбикормов в агрохолдингах в отрасли существует также «свободный» рынок. Именно на этом рынке существует опасность снижения спроса на некоторые виды комбикормов, что связано с вступлением России в ВТО. Так, например, эксперты рынка прогнозируют, что вскоре спрос на комбикорма для свиней существенно снизится. Причина в том, что Россия в целях защиты отечественного рынка мяса сохранила тарифные квоты на основных потребителей комбикормов - говядину, свинину и мясо птицы. Однако для свинины, например, внутри установленной квоты пошлина будет обнулена. Пошлина же на ввоз живых свиней разово упадет с 40% до 5%, что грозит массовым импортом иностранных животных в Россию с целью их дальнейшего убоя в России для продажи мяса, что в итоге приведет к сокращению выращивания свиней на территории России, и как следствие, снижению потребления комбикормов для этих животных.

В целом, по мнению экспертов, вступление России в ВТО не является непреодолимой проблемой для участников рынка комбикормов. Если говорить, например, о кормовых добавках, то многие отечественные заводы-производители принадлежат полностью или частично иностранным компаниям. А это значит, что иностранные производители уже присутствуют на внутреннем рынке России.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Российский и мировой рынок комбикормов и кормовых добавок для домашней птицы» компании Intesco Research Group.