Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
18 марта 2013

Рынок судов гражданского назначения

Эксперты Credinform, проведя исследование «Рынок судов гражданского назначения», подсчитали, что в 2012 г. судостроителями России было спущено на воду для российских судовладельцев более 80 судов гражданского назначения: танкеров - 22, сухогрузов - 8, пассажирских теплоходов - 4 и другие. Основными заказчиками являлись пароходства, Росморпорт, Росморечфлот и другие.

Наибольшую долю из сданных судов в 2012 г. составили катера различного проекта. На их долю пришлось 30,9% всех реализованных по количеству судов заказов. На втором месте танкеры - 27,2%. На третьем месте находятся суда различного назначения (научно-экспедиционное судно, обстановочное судно, баржа, судно снабжения, аварийно-спасательное судно, водолазное судно и т.п.) - с суммарной долей 13,6%.

В 2012 г. 32 судостроительные компании реализовали свои проекты в области строительства судов гражданского назначения. В сдаче танкеров участвовало шесть судостроительных компаний (18,8% от всех предприятий, реализовавших свои заказы в 2012г.); сухогрузов - 5 (15,6%); катеров -  5 (15,6%).

В конце 2012 г. Правительство РФ приняло решение утвердить государственную программу «Развитие судостроения на 2013-2030 годы». Программа направлена на восстановление позиций России на мировом рынке кораблестроения. Программа будет реализована в 2013 - 2030 годах в три этапа. Первый этап планируется осуществить с 2013 по 2016 год, второй - с 2017 по 2025 год и третий - с 2026 по 2030 год.

Финансирование программы развития судостроения РФ на 2013 - 2030 гг. составит более 600 млрд рублей. Из них более половины - 338 млрд рублей - будет выделено из федерального бюджета. ФЦП "Развитие гражданской морской и речной техники" на 2009 - 2016 гг. интегрирована в состав Программы.

Согласно Программе отрасль должна развиваться в рамках трех кластеров - северо-западного, южного и дальневосточного. При этом северо-западный требуется оптимизировать - его перспективные ниши не только военные корабли, но и суда для освоения арктического шельфа и Северного морского пути. В Южном кластере ведётся активная работа по созданию особых экономических судостроительных зон. В Дальневосточном кластере приоритетным проектом является строительство современного судостроительного комплекса «Звезда».

В госпрограмме определены следующие приоритетные рыночные ниши - это военное кораблестроение, развитие рыбопромыслового флота, обеспечение техникой Северного морского пути и освоение шельфа, а также речное судостроение.

Самые большие бюджетные вливания - 123 млрд рублей - будут направлены на развитие науки, концентрацию ресурсов и объединение экспериментальной базы, что должно снизить себестоимость продукции.

90,3 млрд рублей планируется потратить на разработку проектов гражданских судов, технологий производства, закупку технологий, лицензий и оборудования. Базовые платформы для этого вида техники - ледоколы, разведочные и бурильные платформы, сложные суда, грузовые суда типа «река-море», скоростные суда для внутренних линий. Заказы на технологические суда будут оплачивать заинтересованные нефтяные и газовые компании. Спрос на такую технику до 2030 года оценивается порядка более 150 судов и 30 платформ.

В целом, в рамках реализации программы к 2016 году планируется разработать 1180 технологий; до 2020 г. обновить производственные фонды научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро по отношению к 2011 г. на 72%; повысить рост фондоотдачи предприятий судостроения в 1,4 раза; до 2030 г. увеличить объем выпуска гражданской продукции российского судостроения в денежном выражении в 3,2 раза, повысить производительность труда в 4,5 раза.

С помощью господдержки к 2030 году России необходимо построить более 1400 судов гражданского назначения различного типа, из которых примерно 650 высокотехнологичные. При этом доля гражданского судостроения в мировой отрасли должна достигнуть 10% в стоимостном выражении и 2% в водоизмещении.