Копченая колбаса для россиян является одним из самых распространенных деликатесов. Считается, что этот товар относится к группе периодического потребления, которая пользуется повышенным спросом в праздничные дни.
Этот популярный деликатес у нас представлен в нескольких видах: полукопченые колбасы, варено-копченые колбасы, сырокопченые колбасы, а также сыровяленые колбасы.
Вообще российский рынок колбасных изделий является одним из самых быстрооборачиваемых рынков в российской пищевой промышленности. В связи с этим все больше российских и западных компаний рассматривают его как наиболее перспективный для развития. И все большее внимание со стороны производителей уделяется сегменту деликатесов. Среди отличительных особенностей рынка колбасных изделий эксперты называют полную обеспеченность отечественной продукцией. Считается, что доля импорта на российском рынке колбасных изделий не достигает 1%.
В 2009-2012 гг. российское производство копченых колбасных изделий в целом демонстрировало положительную динамику. В 2012 году выпуск этой продукции в нашей стране составил 672,5 тыс. т, что было на 3% больше, чем в предыдущем году. При этом основным видом копченых колбас на нашем рынке была полукопченая колбаса, доля которой в структуре российского производства копченых колбас 2012 года превысила половину. Более трети всего объема выпуска составили варено-копченые колбасы (35%). Сырокопченые колбасы в 2012 году формировали порядка 8% объема копченых колбасных изделий.
Нетрудно догадаться, что крупнейшие производства копченых колбасных изделий в 2012 году были сосредоточены в Москве и Московской области. Так, в столице было выпущено порядка 111,2 тыс.т данной продукции, а в области выпуск составил 46,7 тыс. т. Таким образом, предприятиях этих двух регионов обеспечили почти 22% российского производства копченых колбасных изделий.
Причины лидерства этих регионов лежат на поверхности. Дело в том, что именно в Москве и области сконцентрированы производственные мощности крупнейших игроков рынка копченых колбас, среди которых такие, как «Кампомос», АПК «Черкизовский», «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат», «Царицыно», «Таганский мясоперерабатывающий комбинат», «Дымовское колбасное производство», «Велком», «Дымов» и другие.
Почти все названные производители представлены в других регионах и имеют собственные торговые дома. Именно торговый дом стал в последнее время одним из популярных способов реализации товара на рынке. Согласно мнению экспертов, наиболее эффективными каналами дистрибуции колбасных изделий являются торговые сети эконом класса («Пятерочка», «Перекресток», «Монетка» и другие). Кроме того, производители находят своего покупателя путем реализации продукции в сетевых гипермаркетах среднего класса - например, «Ашан» - и бизнес-класса («Metro C&C»).
Таким образом, регионы-крупнейшие потребители копченых изделий являются крупнейшими производителями этой продукции.
Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок копченых колбасных изделий. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.