По данным аналитического агентства INFOLine за 3 квартала 2012 года, в текущем году доля крупнейших продуктовых ритейлеров в общей величине прироста торговых площадей продолжает уменьшаться. За январь-сентябрь уходящего года доля 8 крупнейших федеральных игроков сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года почти на 2% в пользу т.н. сетей "второго эшелона", подсчитали эксперты агентства в своем ежемесячном обзоре "Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Ноябрь 2012 года".
По мнению аналитиков, сильные региональные ритейлеры нащупали свои конкурентные преимущества, смогли понять, каким образом можно эффективно конкурировать с федеральными сетями - во многие регионы приход федеральных игроков сейчас "заказан". Многие региональные сетевики сегодня ведут работу по самым современным стандартам торговли. При этом на фоне ухудшения ситуации в промышленности, транспорте и ряде других отраслей экономики, а также высокого уровня закредитованности крупнейших федеральных сетей именно региональные ритейлеры становятся особенно привлекательными с точки зрения финансирования банковскими структурами.
Общероссийский тренд наиболее ярко раскрывается на примере Санкт-Петербурга, что подтверждают данные мониторинга развития сферы торговли. В городе на Неве действует ряд достаточно сильных региональных ритейлеров, таких как "Полушка", "Семья", которые показывают свою силу в конкуренции с мощными "Пятерочками", "Дикси", "Магнитами" и пр. Один из лидеров в сегменте FMCG - Магнит - очень осторожно осваивает данный регион, а крупнейшей розничной компании страны - X5 Retail Group - вообще официально запрещено открывать новые торговые точки в пределах города. Уровень концентрации сетевого ритейла в Петербурге является высочайшим в стране. При этом Петербург остается привлекательным для прихода новых игроков, таких, как, например, международные сети Prisma и Kesko.