При этом практически все специалисты отмечают, что ломбардный бизнес очень привлекательный для инвесторов: для открытия ломбарда не требуется каких-либо разрешений и лицензий со стороны государства, а при грамотном построении бизнеса затраченные инвестиции в средем размере 1-1,5 млн руб будут окуплены в течение 1,5-2 лет.
На текущий момент по-прежнему наиболее распространенным типом ломбардов являются компании, принимающие под залог ювелирные изделия. Однако стоит отметить, что ломбардов, специализирующихся на одном виде залога, с каждым годом становится все меньше, большинство участников рынка расширяют сферу кредитования, принимая в залог как ювелирные украшения, так и часы, антиквариат, бытовую технику, меховые изделия. Кроме того для получения более крупных сумм кредита, заемщики могут предложить в качестве залога автомобиль или даже недвижимость.
Также эксперты отмечают, что растет число сетевых ломбардов: в большинстве случаев ломбарды открывают дополнительные филиалы в рамках одного региона, однако есть и более крупные представители, действующие в разных городах России.
В региональной структуре рынка ломбардов преимуществом обладают Центральный, Сибирский и Приволжский федеральные округа. При этом несмотря на то, что лидером рынка является Москва, эксперты отмечают, что даже в небольшом городе есть хотя бы один ломбард. Примечательно, что расположение ломбардов в столицах России и в регионах различно: в первом случае, наиболее выгодным расположением являются "спальные" районы, во втором - районы вблизи центра города. Причиной тому служит разница в уровне жизни - за пределами Москвы средний класс чаще всего концентрируется в центре городов, а на текущий момент именно люди среднего достатка являются основными клиентами ломбардов.
Согласно оценкам экспертов, сейчас объем ломбардного рынка составляет около 40-50 млрд руб. При этом если раньше ежегодный прирост бизнеса составлял 20-30%, то в 2012 году данный показатель снизился до 10-15%. Основной причиной спада темпов роста стала возросшая конкуренция, причем как среди самих участников рынка, так и со стороны банков в виде развития кредитных карт и КЭШ-кредитов, а также со стороны микрофинансовых организаций. Последние по мнению экспертов, сыграли наиболее значимую роль, сумев за 2 года сократить абонентскую базу ломбардов на 20-30%.
В результате, на текущий момент ломбарды активно начали развивать различные методы для привлечения новых и удержания старых клиентов. При этом речь идет не только о смягчении условий кредитования путем снижения процентных ставок и увеличения размеров и срока кредита. Многие участники рынка активно внедряют технологии, которые ранее широко применяли на банковском рынке. В частности теперь при получении ссуды клиентам часто предлагают дисконтные карты, позволяющие снизить ставку при повторном обращении в ломбард, а также, например, получить большую сумму под залог 1 грамма золота. Все более сложными становятся и тарифные планы ломбардов, в которых начинают учитывать размер кредита, срок возможного погашения, историю заимствований клиента и многие другие факторы. Кроме того, активно предлагается широкий спектр дополнительных услуг.
Согласно прогнозам экспертов, существенного увеличения числа новых игроков на рынке в ближайшие несколько лет не будет, возможно произойдет даже некоторое их сокращение в результате закрытие мелких фирм. В то же время более крупные и средние игроки продолжат развивать и расширять спектр предоставляемых услуг, при этом наиболее активное развитие будут демонстрировать автоломбарды.